Здравствуйте друзья!
Поздравляю вас с рождеством!
Рождество встретил в Питере! Тут тоже снег, родные рядом брат сестра. Меня,
что то прорвало, сентиментальный я стал, потерпите меня.
Любите и дорожите близкими вам людьми, берегите их, я и себе об этом тоже
напоминаю. Не берёг я раньше я отношений и поплатился за это. Хотя по большому
счёту, я считаю, что всё, что не делается к лучшему! Я думаю, что виноват в
разрыве отношений тот, кто был не искренен, хотя он считает, что всё наоборот.
Сохранять отношения это не значит, что нужно садиться на шею или делать, что то
против своей совести. Самые сильные отношения, где люди искренне и откровенны
друг с другом, эти отношения будут самыми крепкими их сложно разрушить. И не
допускайте зависть, она та и рушит отношения, как только ты начинаешь
завидовать, кому то, ты перестаёшь ему доверять и теряешь его доверие. Я
встречался с такими людьми в жизни, не знаю можно ли их назвать вообще людьми,
но они просто из-за зависти готовы порвать человека просто потому, что он
красивей или у него денег больше, причина может быть любая, да может просто у
него здоровья больше или гражданство Российское есть. Понимаете, любой может
оказаться на этом месте. А главное, что им не чего не надо, они сами не знают
чего хотят, они действуют на уровне инстинкта.
А чтоб этого не происходило, уважайте друг друга, поддерживайте, уважайте
свободу друг друга. Опять же, я и сам себе об этом напоминаю. Никогда не
обсуждайте близкого вам человека, особенно мужа или жену, ни с кем. Это
разрушит ваши отношения. Мужа можно обсуждать только с мужем, а жену с женой,
больше не с кем! Выговорился я, это от всей души, не мог этого не написать.
Успел до нового года Эриха Фромма дочитать, делюсь заключением «Быть или
иметь?»
Здесь и сейчас - прошлое и будущее
Бытие характеризуется категорией "здесь и
сейчас" (hie et nunc); для обладания характерны временные категории
"в прошлом, настоящем и будущем".
При ориентации на обладание для нас важно то,
что мы накопили в прошлом, деньги, земля, слава, социальное положение,
знания, дети, воспоминания. Мы думаем о прошлом и наши чувства - это воспоминания
о прошлых чувствах (или о том, что мы принимаем за таковые). (В этом
заключается сущность сентиментальности.) Мы суть прошлое, и мы можем
сказать: "Я - это то, чем я был".
Будущее - это предвосхищение того, что
станет прошлым. И при установке на обладание оно воспринимается как прошлое,
что можно выразить словами: "У него (нее) есть будущее".
Подразумевается, что этот человек будет обладать многими вещами, которых
сейчас у него нет. Реклама компании Форда: "В будущем Вас ждет Форд"
обещает, что вы будете иметь автомобиль. Точно так же при некоторых
сделках продаются и покупаются "будущие товары". Неважно, с чем мы
имеем дело - с прошлым или будущим,- основа обладания одна и та же.
Настоящее - это точка, в которой прошлое
встречается с будущим, это соединяющая их станция на границе двух времен,
качественно ничем от них не отличающаяся.
Теперь рассмотрим бытие. Оно не обязательно
существует вне времени, но время не довлеет над ним. Творческий акт художника,
который имеет дело с красками и холстом, или скульптора, работающего с камнем и
резцом, "образ" того, что они намерены создать, выходит за пределы
времени. Это вспышка или множество вспышек, но ощущение времени в таком
"видении" отсутствует. В той же степени все это относится и к
мыслителям. Естественно, они фиксируют свои мысли во времени, но их творческое
постижение - это вневременной акт. И это свойственно каждому проявлению бытия.
Переживания любви, радости, постижения истины происходят не во времени, а здесь
и сейчас. Эти "здесь и сейчас" суть вечность или вневременность. Но
вечность - это отнюдь не бесконечно долгое время, хотя именно такое ошибочное
представление широко распространено.
Говоря об отношении к прошлому, следует сделать
одно важное замечание. Мы ссылаемся на прошлое в форме воспоминаний,
размышлений о нем; при таком способе "обладания" прошлым оно мертво.
Однако прошлое можно вернуть к жизни. Какое-нибудь событие из нашего прошлого
можно пережить так сильно и живо, как будто оно происходит здесь и сейчас.
Значит можно возвращать прошлое к жизни, воссоздавая его, или, другими словами,
в символической форме воскрешать умершее. И в той мере, в какой мы это делаем,
прошлое перестает быть таковым - оно есть что-то, что происходит здесь и
сейчас.
Будущее тоже может переживаться так, словно оно
имеет место здесь и сейчас. Это происходит тогда, когда какое-либо будущее
событие мы предвидим с такой точностью, что оно относится к будущему только
"объективно", т.е. как внешний факт, но не субъективно, т.е. не в
нашем внутреннем опыте. Такова природа подлинной утопической мысли (не смешивать
с утопическими грезами); такова основа истинной веры, которая не нуждается во
внешней реализации "в будущем", чтобы переживаемое стало реальностью.
Временные понятия прошлого, настоящего и
будущего вошли в нашу жизнь потому, что они являются составной частью нашего
физического существования: ограниченной продолжительности нашей жизни,
необходимости постоянно заботиться о своем организме, природы физического мира,
из которого мы черпаем все, что нужно для поддержания жизни. Ведь жить вечно
невозможно, смертным не дано игнорировать время или быть неподвластным ему.
Ритмическая смена дня и ночи, сна и бодрствования, роста и старения,
потребность поддерживать себя работой и защищать себя - все эти факторы
заставляют нас считаться со временем, если мы хотим жить, а наш организм
запрограммирован на желание жить. Но одно дело - считаться со временем и
совсем другое - подчиняться ему. Если в нашей жизни преобладает принцип
бытия, то мы считаемся со временем, но не подчиняемся ему. Если же преобладает
принцип обладания, считаться со временем означает подчиняться ему. Во
втором случае вещами являются не только вещи, но вообще все живое. Время
начинает властвовать над нами. А в жизни по принципу бытия время оказывается
свергнутым с престола; оно перестает быть идолом, который подчиняет себе всю
нашу жизнь,
В индустриальном обществе власть времени
безгранична. При современном способе производства любое действие должно быть
точно "хронометрировано", и не только работа на бесконечном
конвейере, но и вообще большинство видов нашей деятельности должно подчиняться
временному фактору. Более того, время - это не только время, "время -
деньги". Из машины нужно выжать максимум: вот почему машина навязывает
рабочему свой ритм.
Время властвует над нами именно посредством
машины. Лишь в свободные от работы часы имеется видимость какого-то выбора.
Однако же мы организуем свой досуг чаще всего так, как и работу, или восстаем
против тирании времени, предаваясь абсолютной лени. Но безделье, если
неподчинение времени не считать делом,- только иллюзия свободы, в
действительности это всего лишь условное освобождение от тюрьмы, имя которой -
время.
Новый человек и Новое общество
Знаменательно, что не обнаружено ни одной
культуры, в которой не было бы подобной системы ориентации; не существует и
таких индивидов. Люди могут отрицать, что у них есть всеобъемлющая картина
мира, и утверждать, что они реагируют на различные явления и события от случая
к случаю, соответственно своим суждениям. Однако можно легко доказать, что они
просто принимают свою собственную философию за нечто само собой разумеющееся,
потому что считают, что судят обо всем просто с позиции здравого смысла и не
осознают того, что все их представления основываются на общепринятой системе
взглядов. И когда такие люди встречаются с диаметрально противоположными
суждениями о чем-либо, они называют их "сумасшедшими",
"иррациональными" или "наивными", в то время как свои
суждения они считают "нормальными", "здравыми",
"логичными". С особенной очевидностью глубокая потребность в какой-либо
системе отсчета проявляется у детей. Используя немногочисленные доступные им
данные, дети в определенном возрасте создают собственные весьма изобретательные
системы ориентации.
Условия изменения человека и черты нового человека
Если действительно от психологической и
экономической катастроф нас может спасти только радикальное изменение нашего
характера, т.е. переход от доминирующей установки на обладание к установке на
бытие, то возникает следующий вопрос: возможно ли вообще массовое изменение
человеческого характера, а если возможно, то каков способ для осуществления
этого?
Я полагаю, что характер человека может
измениться при следующих условиях:
1. Мы страдаем и осознаем это.
2. Мы понимаем причины нашего страдания.
3. Мы понимаем, что есть путь, который может
освободить нас от наших страданий.
4. Мы осознаем, что для освобождения от наших
страданий мы должны следовать определенным нормам и изменить существующий образ
жизни.
Эти четыре пункта соответствуют четырем
благородным истинам, составляющим суть учения Будды: они относятся к общим
условиям существования человека, а не к каким-то конкретным случаям
неблагополучия, являющимся следствием определенных индивидуальных или
социальных обстоятельств. Тот же принцип изменения человека, который составляет
основу Буддизма, характерен и для Марксова представления о спасении. Для
подтверждения этого следует уяснить, что для Маркса, как он сам это говорил,
коммунизм был не конечной целью, он должен был стать лишь определенной ступенью
исторического развития общества, призванной освободить людей от тех социальных,
экономических и политических условий, при которых они теряют человеческий облик
и становятся рабами вещей, машин и собственной алчности.
Вот простой пример: женщина, причины страданий
которой связаны с ее зависимостью от отца, даже если она и осознала глубинные
причины этой зависимости, не выздоровеет до тех пор, пока реально не изменит
свою жизнь, например, не разъедется со своим отцом, не откажется от его помощи,
не решится на риск и неудобства, неизбежные при подобных практических попытках
обрести независимость. Само по себе осознание причин заболевания без
практических шагов к изменению жизненной ситуации остается неэффективным.
Новый Человек
Функция нового общества - способствовать
возникновению нового человека, с новой структурой характера, которая будет
включать следующие качества:
- Готовность отказаться от всех форм обладания
ради того, чтобы в полной мере быть.
- Ощущение чувств безопасности, идентичности и
уверенности в себе, основанных на вере в то, что человек существует, что
он есть, на его внутренней потребности в привязанности, любви, единении
с миром, которая заменила желание иметь, обладать, властвовать над миром и,
значит, быть рабом своей собственности.
- Осознание того факта, что никто и ничто вне
нас самих не может придать смысла нашей жизни и что условием для плодотворной
деятельности, направленной на служение своему ближнему, может быть только
полная независимость и отказ от вещизма.
- Ощущение себя на своем месте.
- Радость, получаемая от служения людям, а не от
стяжательства и эксплуатации.
- Любовь и уважение к жизни во всех ее
проявлениях,
понимание, что священны жизнь и все, что
способствует ее расцвету, а не вещи, власть и все то, что мертво.
- Стремление как можно больше умерить свою
алчность, ослабить чувство ненависти, освободиться от иллюзий.
- Жизнь без идолопоклонства и без иллюзий, так
как будет достигнуто такое состояние, когда иллюзии будут не нужны.
- Развитие способности к любви наряду со
способностью к критическому, реалистическому мышлению.
- Освобождение от нарциссизма и принятие всех
трагических ограничений, которые внутренне присущи человеческому существованию.
- Всестороннее развитие человека и его близких
как высшая цель жизни.
- Понимание того, что никакое развитие не может
происходить вне какой-либо структуры, а также понимание различия между
структурой как атрибутом жизни и "порядком" как атрибутом
безжизненности, смерти.
- Развитие воображения, но не как бегства от
невыносимых условий жизни, а как предвидения реальных возможностей, как средства
положить конец этим невыносимым условиям.
- Стремление не обманывать других, но и не быть
обманутым; можно прослыть простодушным, но не наивным.
- Все более глубокое и всестороннее
самопознание.
- Ощущение своего единения с жизнью, т.е. отказ
от подчинения, покорения и эксплуатации природы, от ее истощения и разрушения,
стремление понять природу и жить с ней в гармонии.
- Свобода, но не как произвол, а как возможность
быть самим собой - не клубком алчных страстей, а тонко сбалансированной
структурой, которая в любой момент может столкнуться с альтернативой: развитие
или разрушение, жизнь или смерть.
- Понимание того, что лишь немногим удастся
достичь совершенства по всем этим пунктам, и в то же время отсутствие
амбициозного стремления "достичь цели", так как известно, что такого
рода амбиции - всего лишь иное выражение алчности и ориентации на обладание.
- Счастье всевозрастающей любви к жизни,
независимо от того, что уготовано нам судьбой, ибо жизнь сама по себе приносит
человеку такое удовлетворение, что он едва должен беспокоиться о том, чего он
еще мог бы или не мог бы достичь.
Активное участие в политической жизни требует
максимальной децентрализации промышленности и политики,
В силу имманентности современного капитализма
предприятия и государственный аппарат все более и более растут и в конце концов
превращаются в гигантские конгломераты; централизованно управляемые сверху
бюрократической машиной. Одно из необходимых условий создания гуманистического
общества
- прекращение процесса централизации и начало процесса децентрализации.
И на это есть несколько причин. Если общество превратится в то, что Мэмфорд
назвал "мегамашиной" (т.е. если все общество, со всеми своими
членами, уподобится огромной, централизованно управляемой машине), то
практически не удастся избежать наступления фашизма, так как, во-первых, люди
станут похожими на стадо баранов, утратят способность критически мыслить,
станут абсолютно беспомощными, пассивными и вследствие всего этого будут
жаждать заполучить лидера, который "знал бы", что им следует делать,-
вообще, знал все, чего они не знают, и, во-вторых, такой
"мегамашиной" сможет управлять каждый, кто получит к ней доступ,
просто нажимая на соответствующие кнопки. В сущности, как и обычный автомобиль,
мегамашина может функционировать сама; сидящий за рулем человек должен нажимать
лишь соответствующие кнопки, править рулем и тормозом и следить за некоторыми
другими, но столь же простыми элементами; работу колес автомобиля или любого
другого механизма в мегамашине выполняют многочисленные уровни бюрократического
аппарата. Если человек с весьма средним интеллектом и посредственными
способностями окажется у кормила власти, то и он будет в состоянии управлять
государством.
Примером такого бюрократа был Эйхман. Сотни
тысяч евреев он послал на смерть не потому, что он их ненавидел; он никого не
любил и никого не ненавидел. Эйхман "выполнял свой долг": он исполнял
его тогда, когда ему было поручено ускорить эмиграцию евреев из Германии; он
исполнял свой долг и тогда, когда посылал евреев на смерть. Выполнять
установленные правила - вот что имело для него первостепенное значение. Сам
Эйхман утверждал (чем и усугубил свою вину), что чувствовал себя виноватым за
всю жизнь лишь дважды: когда прогулял уроки в школе и когда нарушил приказ
находиться в укрытии при воздушном налете. Разумеется, это не исключает того,
что и Эйхман, и многие другие. "бюрократы" испытывали садистское
удовлетворение от ощущения власти над живыми существами. Но эти садистские
наклонности у бюрократов вторичны; им не свойственны чисто человеческие
наклонности, правила - их кумир, их божество.
Как только человек начинает идентифицироваться с
простым номером в каком-либо списке, настоящие бюрократы могут поступить с ним
самым жестоким образом, и не потому, что их жестокость соответствует важности
их действий, а потому, что они не испытывают никаких человеческих чувств к
своим подопечным. И хотя бюрократы отличаются от садистов, они в каком-то
смысле даже более опасны, так как не ощущают конфликта между совестью и долгом:
их совестью и является выполнение ими долга, люди в качестве объектов
сочувствия и сострадания для них просто не существуют.
Следует запретить все методы "промывания
мозгов", используемые в рекламе и политической пропаганде.
Методы "промывания мозгов" опасны не
только потому, что зачастую мы, поддавшись рекламе, покупаем те вещи, которые
нам вовсе не
нужны и которые мы не хотим приобретать, но еще и потому, что они
вынуждают нас избирать тех политических деятелей, которых мы никогда не избрали
бы, если бы полностью контролировали себя. Но мы далеко не полностью
контролируем себя, так как пропаганда использует методы гипнотического
воздействия на людей. И чтобы бороться с этой всевозрастающей опасностью, мы
должны запретить применение всех форм гипнотического воздействия как в сфере
потребления, так и в сфере политики.
Используемые в рекламе и политической пропаганде
гипнотические методы являются серьезной угрозой психическому здоровью, особенно
ясному и критическому мышлению и эмоциональной независимости. У меня нет
никакого сомнения в том, что тщательные исследования покажут, что употребление
наркотиков гораздо менее вредно для здоровья, чем различные методы
"промывания мозгов" - от подпороговых внушений до таких
полугипнотических приемов, как постоянное повторение или отвлечение от
рационального мышления под воздействием призывов к сексуальному наслаждению
"Я Линда, люби меня!". Обрушивающаяся на население реклама с ее чисто
суггестивными методами, особенно характерными для коммерческих телефильмов,
одурманивает человека. Это наступление на разум и чувство реальности везде
преследует человека, ни на миг не оставляя его в покое: и во время
многочасового сидения у телевизора, и за рулем автомобиля, и в ходе
предвыборной кампании с присущей ей пропагандистской шумихой вокруг кандидатов
и т.д.
Суть данной идеи заключается в следующем: все
люди - независимо от того, работают они или нет, - имеют право на кров и пищу.
Они должны получать не более, но и не менее того, что совершенно необходимо для
жизни человека. Такое право кажется сейчас чем-то новым, но, как известно, уже
с давних пор проповедовалось христианской церковью, а во множестве
"примитивных" племен претворялось в жизнь безусловное право людей
на жизнь независимо от того, выполняют они свой "долг перед
обществом" или нет. Именно это гарантируется нами домашним животным,
но не распространяется на наших ближних.
Если бы такой закон был принят и реализован, это
чрезвычайно расширило бы пространство личной свободы; никого, кто экономически
зависим от другого человека (от отца, мужа, хозяина и т.д.), уже нельзя было бы
заставить подчиняться под угрозой голода; желающие изменить свою жизнь
талантливые люди могли бы освободиться от любой формы финансовой зависимости,
если бы согласились пойти на некоторые жертвы и в течение какого-то времени
пожить в относительной бедности. Современные государства всеобщего
благоденствия почти,
что претворили в жизнь этот принцип; но "почти что" еще не означает
полностью, по-настоящему. Бюрократия все еще управляет людьми, все еще
подвергает их контролю и унижениям. Но при гарантированном доходе сам факт, что
любой человек нуждается в скромном жилье и минимуме пищи, не требует
"доказательства". В таком случае отпала бы необходимость в
бюрократическом аппарате, руководящем программой социального обеспечения с
присущими ему убытками и оскорблением человеческого достоинства.
Гарантированный доход может обеспечить реальную
свободу и независимость.
