Здравствуйте
друзья!
Продолжаю
публиковать книгу, по-моему, часть там стоит упустить, она касается некоторых
отдельных сфер работы, в общем, не
затрагивает всех, публикую только то, что касается всех и может быть полезно
всем!
Ещё более важно обратите
внимание, как реагируют власти и СМИ, и какой они подают пример.
«Секс в семье и
на работе» М.Е.Литвак.
Работа и секс (общие вопросы)
Для начала хочу напомнить вам, дорогой мой читатель, содержание
понятий, которыми пользуются ученые при анализе отношений между индивидами в
группе.
Основные понятия социальной психологии
Социальная психология —
это наука, изучающая поведение человека в группе. Почему мы собираемся в
группы? Дело в том, что без других людей мы жить не можем, так как не в
состоянии сами удовлетворить свои биологические потребности, как и социальные.
Человек идет в группу для удовлетворения своих потребностей. Опытный
руководитель знает, что человек приходит укреплять не могущество фирмы, а свое
благополучие. Но если работник будет уверен, что укрепление фирмы приведет к
улучшению его благосостояния, то он все будет делать для укрепления фирмы.
Группа, где не удовлетворяются потребности ее членов, лишена здравого смысла!
Поэтому опытный руководитель будет создавать на производстве такие условия,
чтобы человек смог удовлетворить и свои сексуальные потребности. Вот почему я
охотно принял заявку на освещение темы «Секс на производстве». Но для
дальнейшего изложения нам необходимо конспективно изложить основные положения
социальной психологии, ибо вся деятельность человек проходит в группах. Мы не
можем жить друг без друга.
Итак, что такое группа?
Группа — это люди, объединенные реальными отношениями.
Класс, семья, производственный коллектив, очередь, если она
существует достаточно долго, — все это виды групп. О группе в собственном
смысле слова можно говорить тогда, когда четко определена общая цель, которая
объединяет всех без исключения ее членов, т.е. имеется общий интерес. Вот
поэтому задача руководителя — организовать производственный процесс так, чтобы
добиться поставленной цели.
Группы бывают формальными и неформальными. Формальная
группа сформирована на основании каких-либо документов (штатное расписание,
свидетельство о браке, список приглашенных на свадьбу), неформальная — на
основании личных привязанностей, симпатий, общих потребностей, которые
невозможно удовлетворить в формальной группе. Формальной группой управляет руководитель,
неформальной — лидер. Власть руководителя определяется служебными
инструкциями, предварительной устной договоренностью и т.п. Власть лидера
абсолютна, что вытекает из добровольности участия.
Сколько групп человеку нужно?
Столько, чтобы удовлетворить свои потребности. Если
он все свои потребности удовлетворит в семье, то больше ему групп не нужно. Это
возможно только в таких семьях, где вся семья организует свое производство, все
члены семьи на этом производстве работают, а между членами семьи совет да
любовь. Поскольку таких семей немного, то в большинстве случаев каждый человек
входит в состав минимум двух групп: семейной и производственной. Этого при
правильной организации семьи и работы на производстве человеку бывает
достаточно для удовлетворения своих потребностей. Но если у человека имеется
третья, четвертая и т.д. группы, это свидетельствует о неблагополучии его в
двух основных.
Если человек удовлетворяет свои сексуальные потребности где-нибудь
в третьем месте, он может уйти с работы и из семьи. При самом большой любви к
производству и к семье я буду подрабатывать и удовлетворять сексуальную
потребность в другом месте, если мне это не удается сделать на месте основной
работы и в семье. А это чревато многим. Вот почему опытный руководитель следит
за тем и делает все для того, чтобы его сотрудник зарабатывал, а также решал
сексуальные проблемы только на его производстве. А ценящие свою семью люди
беспокоятся больше о том, чтобы их супруг был удовлетворен сексуально, а не
материально.
Выделяют в социальной психологии понятие референтной группы, т.е.
группы, которая для личности является эталоном. Так, для мелкопоместного
дворянина референтной группой был высший свет, куда он мечтал попасть. Если
человек ту группу, в которой он пребывает, референтной не считает, то,
естественно, он будет мечтать уйти оттуда, и не имеет значения, семья это или
производство. Будет ли тогда он что-то делать для укрепления этой группы?
Естественно, нет! А что он будет делать? Попытается урвать «кусок», с которым
есть шанс попасть в референтную группу.
Поведение человека в группе определяется той ролью, которую он
здесь играет.
Что же такое роль? Роль — это то поведение, которого ожидает
группа от личности в процессе выполнения социальных функций. Если мое
поведение соответствует их ожиданию (экспектации), они будут довольны. Если я
не буду соответствовать их экспектациям, они наложат на меня санкции (жена
может устроить скандал, а начальник — уволить). Кроме роли, временами я надеваю
на себя маску — это поведение, которое использует личность для
безопасного общения. Происходит контакт масок. Примеров, когда контакт масок даже целесообразен, много. У нас много масок, и
надеваем мы их автоматически: маска радости на свадьбе, маска скорби на
похоронах, маска благовоспитанности на званых обедах. Иногда маска так
«прилипает» к человеку, что мы не знаем, каков он на самом деле, да он и сам не
знает, в чем его сущность. И вот с набором ролей и комплектом масок, не зная
себя и партнеров по общению и не зная законов групп, мы входим в другие группы
или организуем новые, т.е. устраиваемся на работу или устраиваем сексуальную
жизнь.
Структура рабочей группы
На рис. 6, который заимствован мною у Э. Берна, показано, что
рабочая группа имеет большую наружную границу. Что такое большая
наружная граница? Это класс, где проходят занятия, помещение, где расположена
клиника, забор, который не позволяет проникать посторонним на завод или в
воинскую часть. Маленький круг, нарисованный в большом, обозначает большую внутреннюю
границу. Она отделяет руководство группы от членов группы. Члены группы не
всегда являются однородной массой. Успешно можно руководить группой не более
чем из 9—12 человек. Группы по величине делятся на большие, средние и малые.
К малым следует отнести группы численностью до 10 человек. Средняя группа
насчитывает 11—25 человек. 25—35 — это уже большая группа. Группы бывают открытые
и закрытые. Открытые группы устроены так, что одни члены группы
уходят, на их место приходят другие. Производственные коллективы можно
рассматривать как открытые группы. Закрытые группы формируются одномоментно для
выполнения какой-либо специфической задачи. После выполнения этой задачи группа
пе-
Рис. 6.
Структура рабочей группы (по Э. Берну): 1 — большая наружная граница, 2 — большая внутренняя
граница; 3 — малые внутренние границы, 4 — руководство; 5 — подчиненные
рестает существовать. Примером закрытых групп могут служить
группы, особенно краткосрочно существующие (семинары и курсы усовершенствования,
отдыхающие в домах отдыха и санаториях). Просуществовав одну-четыре недели и
выполнив свою задачу, они одномоментно разъезжаются по домам, иногда увозя
домой не только знания и укрепившееся здоровье. Во временных группах секс идет
особенно интенсивно, а сексуальные пары складываются особенно быстро. Группы,
объединенные одним управлением, называются организацией. К организациям
можно отнести школы, институты, заводы, холдинги, концерны, страны и пр.
Но вернемся к нашей, типичной рабочей группе числом 20—45 человек
(магазин, рекламное агентство, издательство, отделение больницы, взвод,
футбольная команда и пр.). Обычно ее разбивают на три-четыре более мелкие
группы (отделения, отделы, пост и пр. — название не имеет значения). В каждой
группе назначается ответственный для связи с руководством. Руководство также
структурировано. Но есть еще лидеры неформальных групп, которые обязательно
выделяются в любом коллективе, будь то школьный класс, студенческая группа или
производственная бригада. Такое же устройство имеет и семья.
Теперь к вопросу о неформальных группах: их обычно три, и их можно
наблюдать практически на каждом производстве. Первая группа — карьеристская,
вторая — «культурно-развлекательная», третья — «алкогольно-сексуальная». В
состав карьеристской группы входят люди, которые свою судьбу, свои
интересы видят в профессиональном росте и последующем продвижении по службе.
Это молодые специалисты, в институтские и школьные годы посещавшие кружки и
готовившие себя к профессиональной деятельности. Некоторые из них мечтают о
большой карьере и, естественно, из кожи вон лезут не только для того, чтобы
приобрести квалификацию, но и для того, чтобы создать о себе впечатление,
оставить после себя память. Эта группа будет продуктивно работать, хорошо
учиться, что-то придумывать, ее члены постоянно держат руководителей в
«тонусе», с ними и просто и сложно. Просто руководителю, который сам растет,
сложно тому, кто остановился в росте.
Секс в этой группе имеет место, но никогда не идет в ущерб
производству, а просто является приятным дополнением, улучшающим
производственные показатели. Громких скандалов на сексуальной почве здесь не
бывает. Нередко партнеры карьеристской группы становятся супругами, а если нет,
им удается достаточно долго продолжать сексуальные отношения. Дефицит секса они
ликвидируют в командировках, на семинарах и на отдыхе. Если секс мешает
карьере, они, не раздумывая, жертвуют им и поступают как Степан Разин, выбросивший за борт княжну. У общества создается
впечатление, что секса в этих группах немного. Уверяю вас, что это не так. По
нашим данным, в сексуальные отношения на производстве втянуты 73,6%
карьеристов. Просто отношения у них полноценные и завершенные, да и сексом
занимаются умные люди. А у умных людей и секс умный. Они могут его не афишировать,
если это нецелесообразно. Вот такие сексуальные отношения скрыть гораздо легче.
Я знаю случай, когда один карьерист в течение 2 лет находился в
интенсивных сексуальных отношениях со своей сотрудницей. Они ездили вместе в
командировки, на отдых. Иногда даже брали своих детей. И мало кто знал об
истинном характере их отношений. Даже взрослые дети, которых они брали с собой,
или не догадывались, или ничего не говорили дома об этом. Что можно сказать? У
умных людей и дети, и друзья умные. Даже если и понимали, то молчали. А у
дураков все глупо, да и секс дурацкий. Вот у них все и торчит во все стороны.
В «культурно-развлекательную» группу входят лица,
остановившиеся в своем профессиональном росте, имеющие основные интересы на
стороне. Это или домашнее хозяйство, или карты, или спорт, или хобби,
компьютерные игры или еще что-либо другое. Это неплохие специалисты, набившие
руку на рутинной работе. Свои обязанности они выполняют неплохо, но от и до.
Призывать к энтузиазму таких людей нет никакого смысла. Санитару, если нужна
сверхурочная работа, следует пообещать двойной отгул или еще какую-нибудь
компенсацию. Футболисту — поставить четко определенную задачу и установить
гонорар за успешно выполненную работу. Хлопот с ними никаких, если не
привлекать их к активной общественной работе, кроме разве что устройства
вечеров. Часто они просто ведут светскую жизнь. Поскольку творческий пыл у них
остается нерастраченным, они его расходуют на различные увлечения и хобби. На
производстве такие люди в основном распространяют сплетни на сексуальную
тему, иногда с налетом ханжества. Сексуальные отношения в фазе завершенного
секса, к нашему удивлению, встречаются здесь гораздо реже, всего в 38,2%. Это,
по-видимому, объясняется их желанием сохранить покой. Но более половины их
увлечений довольно быстро подвергаются скандальной огласке, что можно объяснить
нерастраченным творческим потенциалом, который реализуется в этих неурядицах.
«Алкогольно-сексуальная» группа представляет
собой наиболее неудобную часть сотрудников в любом коллективе, особенно в своей
«алкогольной» части. Хочу объяснить нашу позицию в работе с алкоголиками:
жесткий договор, исключающий возможность дальнейшего пребывания в коллективе,
если нарушение связано с употреблением спиртных напитков. Проблема секса в этих
группах решается довольно просто. Люди в состоянии опьянения легко вступают в
сексуальные контакты с малознакомыми людьми. Здесь отсутствует идеаторная
стадия и почти на нет сходит производственная. К минимуму сведена
пресексуальная стадия, постсексуальная практически отсутствует. Если группа
существует длительно, то четвертая стадия завершенного секса постепенно сходит
на нет из-за снижения полового влечения, а потом и потенции и быстрого развития
опьянения, и в конце концов, группа может стать однополой и чисто
«алкогольной». К сожалению, в эту группу входят не только заканчивающие свою
жизнь люди, но нередко только начинающие.
Руководство и секс
Руководство к сексу на работе относится по-разному. В зависимости
от их отношения к сексу выделяют 3 типа руководителей.
Руководители, отрицательно относящиеся к сексу на
работе
Этот тип руководителей чаще встречается среди сексуально холодных
женщин и ханжей обоего пола, по тем или иным причинам (возраст, болезни и пр.)
потерявших возможность заниматься прямым сексом. Их можно встретить и среди
сексуально-закомплексованных мужчин, которые не могут позволить себе интрижку
на стороне и становятся нетерпимыми к тем, кто это себе позволяет. Активное
участие в борьбе с сексом отвлекает их от решения производственных задач,
учреждение постепенно приходит в упадок. Они это связывают с сексуальной
активностью своих сотрудников, тогда как на самом деле все зависит от их
неумения наладить производственный процесс. Кстати, гонения на секс
способствуют его распространению и процветанию, а живое творческое производство
само по себе уменьшает сексуальную активность сотрудников. Будем помнить, что у
секса имеется только один конкурент — дело. У дела же конкурентов нет.
Конечно, секс процветает и на таких производствах. Но те, кто этим
все-таки занимается, стараются уйти в глубокое подполье. В таких коллективах
процветают интриги, наушничество, а сами руководители все-таки занимаются
сексом, но только в его извращенных формах. Такой секс тщательно
подготавливается. Раньше кульминацией его являлась разборка на профсоюзном,
партийном или производственном собрании. Ярость, с которой набрасывались на
провинившегося моралисты и ханжи, позволяла заподозрить, что они при этом
получали сексуальное удовлетворение, которого не имели в реальной жизни. И
сейчас многие еще тоскуют по старым добрым временам, когда коллективно
обсуждались грехи того или иного сотрудника...
Некоторые более благородные руководители устраивают такой секс у
себя в коллективе и беседуют с провинившимся сотрудником или один на один, или
с небольшой группой ретивых помощников. Удовольствие, с каким они потом об этом
рассказывают, и их возмущение очень напоминают состояние оргазма. Сейчас такие
явления редуцируются. Но те, кто хорошо помнят времена застоя, те помнят и
ретивых начальников, которые следили за нравственной чистотой коллектива. В
армии это были замполиты, которые только тогда и наслаждались своей работой,
когда кто-то из жен или любовниц жаловался на их офицеров, это было гораздо
интереснее, чем проводить и организовывать политзанятия. Особенно рьяно этим
занимались те руководители, которые в молодости, скорее всего, входили в
«алкогольно-сексуальную» группу. Впоследствии они превращались в ярых ханжей.
Если вы хотите быть близки к такому начальнику, докладывайте ему о
сексуальной обстановке на производстве. Он всегда найдет время и возможность
поощрить вас за усердие. Один из моих подопечных, талантливый инженер, внесший
почти 50% рационализаторских предложений и изобретений на своем предприятии,
находился на нижней ступени верхнего этажа довольно большой иерархии и с
удивлением узнал, что первое лицо в курсе его сексуальных похождений. Больше
всего руководителя возмутило, как такой приличный сотрудник, никогда себе
ничего не позволявший, вдруг решился на сексуальную связь. Да еще и не пытался
скрыть эту связь. Кроме того, он обсуждал ее со своими заместителями, от
которых мой подопечный и узнал об информированности руководителя. Время
публичных разборок на эту тему уже прошло. Моему подопечному задержали
продвижение по служебной лестнице, он вынужден был перейти на другое
предприятие, где его довольно быстро продвинули. Вот вам и практический
результат неприятия сексуальной проблемы.
Руководители, нейтрально относящиеся к сексу на работе
Это в основном карьеристы с налаженной семейной и сексуальной
жизнью. В своей производственной сфере они ориентированы на дело и в основном
заботятся о выпуске продукции. Для них важно, чтобы сексуальные похождения не
мешали деятельности их подчиненных, и они заботятся о том, чтобы при желании
могли удовлетворить свои сексуальные потребности, если не на территории своего
производства, то хотя бы со своими сотрудниками. Я еще раз хочу подчеркнуть,
что имею в виду секс со всеми пятью стадиями. Конечно, сама сексуальная стадия
скорее происходит за территорией завода, фабрики, больницы или театра. Если это
руководители крупного масштаба, то они много внимания уделяют этому фактору:
строят дворцы культуры, стадионы и пр., выделяют помещения для клубов, следят,
чтобы там было много кружков по интересам, чтобы они продуктивно работали.
Руководители более мелких предприятий закупают для своих
сотрудников на определенное время бассейны, стараются организовывать экскурсии,
проводят турпоходы и дискотеки. Они также разрешают своим сотрудникам приводить
на эти мероприятия своих знакомых противоположного пола, с которыми сексуальные
отношения пока находятся на ранних стадиях. Вдумчивые руководители отметили,
что подобная тактика способствует уменьшению текучести кадров и притоку нового
пополнения из сексуальных партнеров его хороших в производственном отношении
сотрудников. Наше начальство понимает, что следует заботиться об удовлетворении
пищевого и оборонительного инстинктов своих сотрудников. Поэтому оно
разворачивает жилищное строительство, создает сеть буфетов и продовольственных
магазинов, но мало кто заботится о том, чтобы создать условия для
удовлетворения сексуального инстинкта.
Руководители, относящиеся позитивно к сексу на работе,
и их коллективы
Это руководители, которые имеют любовниц (-ков) на производстве. В
зависимости от размаха деятельности руководителя и масштаба производства
предприятие, объединение или вся страна может принять одну из трех форм
(«курятник», «птичий двор» и «скотный двор»).
«Курятник»
Что представляет собой «курятник»? По этому принципу устроены
небольшие, как правило, женские коллективы, во главе которых стоят обычно
мужчины-«петухи». Там секс доводится до логического завершения и имеет все
фазы. Идеаторная стадия здесь достаточно короткая, производственная же для
«курочек» может быть достаточно длинной. Пресексуальная стадия короткая, а
сексуальная чаще возникает по инициативе «петуха». Правда, иногда сексуальную
стадию форсирует «курочка», так как надеется, что после завершенного секса
сможет продвинуться в деловом плане. Самые интересные события здесь происходят
в постсексуальной стадии — конфликты, интриги, сплетни и пр.
Иногда дело заканчивается официальным браком главного «петуха» и «курочки»,
которая нередко и исполняет затем организационные функции. Если это случается,
то нередко основным моментом становятся сплетни. Так, мне достоверно известен
случай, когда муж поварихи одного из роддомов пришел устраивать скандал на
почве ревности главному врачу. Посмотреть на скандал сбежался весь «курятник»,
в том числе и акушерка из родильного зала. Скандал, как хороший половой акт,
затянулся. Одна из женщин в это время родила ребенка с обвитием пуповины. В
родильном зале никого не было, ребенок задохнулся.
Примером также могут быть спортивные женские команды, где тренером
работает мужчина-«петух», а «курочками» являются спортсменки, небольшие
магазины, издательства, отделения больниц, театры, банки и пр. «Петух» обычно
один, если у него есть заместитель, то он использует «курочек» только второго
сорта.
Мне встречались коллективы, столь хорошо отлаженные в этом
отношении, что это просто способствовало успеху производственной деятельности.
Коллектив рос, появлялись новые отделы или цеха, и «курятник» превращался в
«птичий двор».
«Птичий двор»
Сюда следует отнести организации типа школ, институтов, крупных
больниц, больших магазинов, банков с филиалами и большими отделами. Возглавляет
«птичий двор» «индюк» или «гусь». Обычно на «птичьем дворе» производство более
или менее однородное. Это институты, крупные театры, киностудии и т.п. Здесь
имеются «курятники», «гусятники», «индюшатники», «утятники» и пр. В каждом
подразделении «птицы» одних пород сексуально общаются друг с другом. Но бывают
иногда случаи, когда, например, «гусь» (преподаватель) вступает в сексуальные
отношения с «курочкой» (ученицей), или «гусыня» — с молодым «петушком»
(учеником). Главный «индюк» (директор предприятия) нередко содержит гарем. В
нем имеется «индюшка», которая нередко играет большую роль в решении
производственных вопросов вплоть до распределения материальных средств или
кадровых перестановок. Кроме того, в гареме могут быть «гусыни» и «утки»,
гораздо реже, чаще одноразово, «индюк» использует «курочек» и более мелкую
«птицу». Осуждению в таких учреждениях подвергаются связи главного «индюка» не
только с «курочками», но и с «синичками» и прочей мелочью.
Здесь могут пожурить «гуся», который связался с «курочкой», но
связь «гуся» с «синицей» подвергается резкому осуждению. Одного заведующего
отделением (или начальника цеха) даже выгнали с работы за то, что он занимался
групповым сексом с пьянкой, в которой участвовали санитарки (или уборщицы).
Формально его выгнали за пьянку на рабочем месте, а фактически за то, что он
позволил себе сексуальную связь с «синичкой». Особое возмущение вызывает связь
«гусыни» с молоденьким «петушком». Заклюют и защиплют. В этом процессе в
основном будут участвовать «гусыни» старшего возраста из чувства зависти,
выдавая ее за благородное негодование по поводу развращения молодежи, хотя
часто неясно, кто кого здесь развращает. Но чаще всего породы все-таки не
смешиваются. Об этих связях в принципе осведомлен весь коллектив. Многие даже
знают сексуальные «подробности»: в этих сведениях много вымысла, но есть и
элементы истины. Все эти отношения находятся в подводной части айсберга, дело
до суда или осуждения общественностью обычно не доходит.
Иногда на «птичьих дворах» устраиваются сексуальные развлечения —
игры типа «ромашки» или «белой лошади».
«Скотный двор»
К этой категории относятся крупные производственные объединения,
на которых работают тысячи человек. Как правило, здесь имеется множество
подразделений не только производственного плана, но и
культурно-развлекательного: дворцы культуры, стадионы, парки отдыха. Нередко
вокруг таких предприятий создается инфраструктура районного, а иногда и
городского масштаба. Руководитель такого предприятия («тигр», «лев», «пантера»
или «слон», а чаще «боров») является фактическим хозяином всего города или
района. В структуру такого «скотного двора» в качестве отдельных подразделений
входили и «птичники» и «курятники». Сексуальная жизнь, скрытая или почти явная,
существенным образом влияла на деятельность всего «скотного двора». Истории
известны целые государства, устроенные по типу «скотного двора», где процветал
фаворитизм. И слово фаворитки (фаворита) нередко значило больше, чем главы
государства. Примерно так же были устроены в годы застоя и некоторые
(отдельные, как было принято тогда говорить) обкомы и горкомы партии. Как
рассказывали мне, дело делалось в открытую. Сразу же предлагались квартира,
материальное обеспечение и прочие блага. Ну, точь-в-точь как в «Бесприданнице»
А.Н. Островского. Переживания такой жертвы я описал в своей книге «Алгоритм
удачи» (комплекс «Гадкого утенка»). Она имела неосторожность отказаться от
предложенных благ и от секса. Так вот, хозяин держал ее по несколько часов в
своем кабинете, что произвело большой шум на «скотном дворе», и в конце концов
изнасиловал, но квартиры и прочих благ не дал, так как в сексуальном плане она
оказалась для него неинтересной. Выводов не делаю. Думайте сами, как вам
поступить в аналогичных случаях.
Фаворитизм был развит при дворе Екатерины Великой. Я здесь воспользуюсь
описанием «скотного двоpa», взятым из книги М. Евгеньевой «Любовники
Екатерины». За правдоподобие пусть несет ответственность писательница. Кроме
того, и Екатерина к судебной ответственности за клевету меня не привлечет. В.
Пикуль в романе «Фаворит» указывал, что у Екатерины было всего шесть любовников
до Потемкина. Сколько их было потом, Пикуль не описывает. Хочу обратить ваше
внимание, что дольше всех при ней оставались любовники, которые способствовали
ей в государственных делах. Например, Потемкин. Екатерина не пыталась скрывать
от приближенных свою сексуальную жизнь, хотя, несомненно, многое преувеличено
молвой.
Приемная императрицы была разделена перегородкой, за которой
всегда сидел какой-нибудь фаворит, рядом она вела прием. (Вот это деловой подход. Секс в таких случаях занимает минимум времени.
Это не то, что ездить по свиданиям. — М.Л.). До того как Екатерина II заняла престол, Елизавета
заподозрила ее в измене, но Екатерина сумела обольстить всех трех следователей
(граф Шувалов, князь Трубецкой и Бутурлин) и тем самым отвела от себя угрозу.
Вот оно, использование секса для решения производственных вопросов.
Иногда она и влюблялась. Так, Станислав-Август Понятовский —
король Польский, не первый любовник, но первая истинная любовь Екатерины.
Однако в деловом отношении он был слабоват и был выслан из Петербурга. Нарышкин
был одним из эпизодов. Григорий Орлов помог ей занять престол, но хотел на ней
жениться, так как считал, что благодаря качественному сексу он будет держать
власть над Екатериной. Но не тут-то было. Екатерина была человеком
производственного круга. Когда он стал мешать в делах, его отправили в
отставку. Подробнее о нем будет рассказано несколько ниже.
Сластолюбивая и развратная, Екатерина меняла любовников ежедневно,
а иногда у нее их было несколько, но она сумела использовать их чувства.
Фавориты возвели ее на престол, они же избавили ее от ненавистного мужа,
проявив при этом большой такт. Она и в дальнейшем себе не изменяла, не забывая
о личной выгоде, которая у нее была на первом месте. Она умела извлекать из
людей то, что ей было нужно и на что они были способны: у одного брала вместе с
любовью ум, у другого — талант, у третьего — военную доблесть, а у четвертого —
просто красоту и силу его тела. (Идеал! Многие от своего
сексуального партнера требуют, чтобы он был радиокомбайном. — М.Л.)
В Западной Европе на Екатерину смотрели как на чудовище разврата.
Но фаворитизм был в большой моде и в Западной Европе, и там часто государством
управляли фавориты и фаворитки. Фавориты гибли, потому что они зарывались,
забывали свое место. Так было с фаворитами Екатерины — Орловым, Мамонтовым и
др. А вот Потемкин знал свое место, и после отставки как любовника сохранил
свои чины и догадался любовь перевести в сотрудничество, вовремя используя свои
деловые качества. Те же, кто зарывались, не имели государственного мышления,
например Григорий Орлов. Ему бы начать учиться, раз судьба вознесла его так
высоко. Даже став генерал-аншефом, он так ничему и не научился, надеясь, что
Екатерина никогда его не бросит, помня его необузданные ласки. Сражения
проваливал, а в мирное время не мог навести порядок в войсках, т.е. не менялся,
и потому до смерти надоел Екатерине. Это, кстати, осознанно или неосознанно
учел Потемкин. Он много учился, чтобы пригодиться Екатерине. И когда стал ее
любовником, воспользовался случаем в полной мере (по
материалам Пикуля. — М.Л.), да и после не был сослан. Такое же «образование» получил и
Панин.
Васильчиков — полное ничтожество, надоел Екатерине и был выслан.
Все осознал, но было поздно (учли бы это те, кто хочет
прожить жизнь за счет красоты и сексуальных способностей. — М.Л.). Корсаков был дураком. Ланской — его Екатерина полюбила на
старости лет — хотя и был намного моложе, все-таки любил ее. Она держала
Ланского взаперти, но он, единственный из всех, не рвался в политику и
отказывался от чинов и званий, привязав ее к себе нежностью. «Хочу с тобой
выплакать все обиды, которые от других претерпела», — говорила она и даже
собиралась выйти за него замуж. Но он был слаб в деловых вопросах, а вскоре
умер от непонятной болезни. В общем, «минуй пуще всех печалей и барский гнев, и
барская любовь». Пять месяцев Екатерина не заводила любовников. Стоит
рассказать еще об одном фаворите, ибо это поучительно. Это был Мамонов. Он
занял слишком высокое положение, влез в политику, но стыдился своего положения
фаворита. На свою беду, он был очень искренним: изменяли ей все фавориты, но
старались скрыть это, когда же, влюбившись в молоденькую фрейлину, он рассказал
об этом Екатерине, та не выдержала. Дав согласие на свадьбу и сделав дорогие
подарки, она отравила его и его невесту. (Учтите те, кто разделяет
ложе со своим могущественным начальником: в наши дни ничего не изменилось.
Кстати, не стоит заводить интрижки и с любовницами влиятельных людей. Нравы
скотного двора не изменились и по сию пору. — М.Л.)
Екатерина смотрела на фаворитизм как на службу Отечеству, но не
все фавориты любили такую службу, кроме того, они еще и грызлись друг с другом (так же, как и фаворитки, как жены в гаремах. — М.Л.). Екатерина не стеснялась писать о своих фаворитах и хвасталась
ими, как породистыми собаками или лошадьми: «Я удалила красавца Васильчикова,
он был очень скучен. Но он уже замещен. Ах, что за голова у этого человека! Он
забавен, как сам дьявол».
Я пытаюсь изложить здесь факты, а не дать моральную оценку. То,
что мы часто наблюдаем на работе, не противоречит природе человека, и сколько
ни гони природу в дверь, она лезет в окно. И сейчас мы можем наблюдать в нашей жизни все то, что имело место в
глубокой древности: беспорядочные половые связи, сексуальные отношения по типу
кровнородственной семьи, а также пулануальной, парной и моногамной. И потому
следует так обустроить свою сексуальную жизнь, чтобы она удовлетворяла и
полигамии, которая требует смены сексуальных партнеров, и моногамии, которая
экономически наиболее выгодна.
Работа и секс (частные вопросы)
В данной главе будет рассмотрена проблема секса в тех
производственных коллективах, где идет формирование личности (детские сады,
школы, вузы), или там, где личность находится в экстремальных ситуациях, где
она проверяется на прочность (армия, спорт, больницы). Это связано с тем, что,
с точки зрения автора, именно здесь сфокусированы основные проблемы секса и
производства. Может быть, это еще и потому, что автор работал в подобных
учреждениях и ему удалось собрать определенный психологический материал,
сопоставив его с личными наблюдениями. Здесь же в основном проводились и
социологические исследования. Кроме того, сексуальные отношения на обычных
производствах и в учреждениях искусства довольно подробно освещены СМИ.
Поскольку объем книги не позволяет включить весь имеющийся материал, автор
собирается использовать его в дальнейшей работе.
Детский сад
Уже более 100 лет прошло после открытий З. Фрейдом детской
сексуальности, но до сих пор и воспитатели, и администрация детских садов
далеко не полностью используют их практические возможности. Нельзя сказать, что
у нас нет детских дошкольных учреждений, где работа идет нормально. Они есть, и
я сам бывал в таких учреждениях, проводил семинары для их сотрудников. Но моя
практика психотерапевта и семейного консультанта показывает,
что серьезные психические травмы, которые человек проносит через всю свою
жизнь, он получает не только в семье, но и в детском саду.
Вообще людей, более увлеченных своей работой, чем воспитатели этих
детских садов, я не видел. Будь моя воля, я бы сделал упор во всей
воспитательной работе на детский сад, потому что именно здесь легче исправить
дефекты семейного воспитания. В некоторых «загнивающих капиталистических
странах», есть дошкольные детские учреждения, где воспитателями работают
доктора психологии, специально для этого обученные. Но и у «них» мало матерей,
которые могут правильно воспитывать своих детей, учитывая и сексуальное
воспитание.
К сожалению, как это ни печально, ребенок у нас лучше
воспитывается только потому, что в детских садах воспитание в целом поставлено
плохо. К вам, мои дорогие читатели, и детским садикам, где вы воспитывались,
может быть, это и не имеет никакого отношения. У меня есть еще ряд соображений
по поводу воспитания в детских садах, но нам пора вернуться к детской
сексуальной жизни. Если оральная и анальная стадии развития сексуальности
проходят обычно дома, то фаллическая — в детском садике. Здесь происходит
половая идентификация: мальчик осознает себя мальчиком, девочка — девочкой.
Детский сад как группа весьма специфичен. Дети здесь — всегда
карьеристы. Они растут, и v
всех у них есть свои очень большие планы: стать королем, министром, банкиром,
врачом, милиционером и пр. И какую бы должность он вам ни назвал, при
внимательном наблюдении за игрой ребенка вы увидите, что меньше чем на первое
место он не согласен. Если вы спросите, почему он выбрал именно эту профессию,
вы еще раз убедитесь, что я прав. Шофер правит, машина в его руках; милиционер
арестовывает, опять все в его руках; учитель всеми командует, от врача все
зависят, и т.д. И профессия, которую он выбрал, в его глазах является самой
престижной. Как только престиж профессии в его глазах падает, ребенок сразу
«меняет» профессию.
Как и положено, планы он сразу претворяет в жизнь, играя ту роль,
которую себе избрал. Посмотрите, как ругает куклу девочка, которая решила стать
учительницей, и как командует мальчик своими солдатиками в песочнице,
превращенной в неприступную крепость. Мы же на все смотрим со своей колокольни
и, не задумываясь, можем разрушить его крепость и лишить его победы, которой он
добивался несколько часов. И после этого, вы думаете, дети будут любить нас? Не
обольщайтесь, дорогие мои читатели, мамы и папы. К сожалению, большинству
родителей (с помощью воспитателей) удается разрушить намерения детей,
сформировать у них трагический сценарий, и к концу пребывания в детском саду
многие дети перестают быть карьеристами, теряют свои цели. В результате
формируется малоадаптивный характер, который управляет поведением ребенка и ведет
его к росту или вниз, или вбок.
Сексуальная жизнь детей
К ней они тоже приступают без особых размышлений, так, как в свое
время вели себя наши предки. Правда, она протекает только в соответствии с
уровнем их развития. Напомню еще раз, что у детей в период от 3 до 5—6 лет
происходит половая идентификация. Они уже знают, чем отличается мальчик от
девочки. Их половая жизнь довольно быстро проходит идеаторную и
производственную стадию, и они без лишнего кокетства приступают к
пресексуальной стадии: дети показывают друг другу свои половые органы,
позволяют играть ими партнерам противоположного пола, играют ими сами. Если бы
воспитатели детских садов и родители относились к этому спокойно, то постепенно
произошел бы переход в латентную стадию. Но, к сожалению, детей, по крайней
мере моих подопечных, когда они были детьми, методично преследовали и
воспитатели, и родители, объединенные в общий союз, девизом которого было: «Мы
все готовы сделать для счастья своих детей, пойдем на любые жертвы, поступимся
всеми своими благами... при условии, что они останутся несчастными». К
сожалению, последняя часть ими не осознается. Вы мне не верите? Пойдите пару
раз вечером в детский сад и поприсутствуйте на таком процессе, как передача
детей родителям. Ведь воспитатели только и говорят о недостатках детей, причем
повторяют по многу раз одно и то же. Ну чем не фрикции полового акта! То же
самое происходит и на родительских собраниях. Дома детей наказывают второй раз
за тот же проступок. Но ведь это же беззаконие, за которое и к ответственности
не привлечешь. На следующий день он будет вести себя еще хуже, если рано или
поздно не научится лицемерию. А свое возьмет, когда сам станет взрослым и будет
портить жизнь собственным детям. Когда-то и кому-то надо разорвать этот порочный
круг, но, к сожалению, детей продолжают преследовать с каким-то ожесточением,
подвергают разнообразным наказаниям. Не хочу их перечислять. Хотя именно эти
сексуальные травмы, с моей точки зрения, являются источником последующего
невротизма детей, который и ведет потом к самым разнообразным несчастьям:
неврозам и психосоматическим заболеваниям, дезадаптивному поведению,
алкоголизму, травматизму, преступности и пр. (прочтите мою монографию «Неврозы»,
изданную в 1992 г.), а вовсе не то, что дети становятся свидетелями сексуальной
жизни родителей. В этот момент они просто разочаровываются в родителях, когда
убеждаются, что мама и папа делают то, что им запрещают.
Почему же эти формы сексуальной жизни запрещаются и воспитателями
и родителями? Здесь действуют защитные психологические механизмы, в частности
проекция — взрослые проецируют свою сексуальную жизнь на жизнь детей, не
понимая, что это у них пресексуальная стадия переходит в сексуальную. У детей
же это никогда не произойдет, сколько бы времени они ни рассматривали или
гладили свои или чужие половые органы. Они просто ни физически, ни
психологически к этому не подготовлены, но запреты подогревают интерес, и тогда
эта стадия затягивается.
Следующая форма сексуальной жизни детей заключается в разыгрывании
взрослых ритуалов. «Папа, а ты знаешь, я ведь женился!» — говорит по дороге
домой пятилетний сын своему отцу. К счастью, это был один из моих подопечных,
который прошел психологическую подготовку.
Между ними состоялась следующая беседа:
П.: Когда же это произошло?
С.: Сегодня, после обеда в беседке.
П.: И как это происходило?
С.: А вот так... (далее идет рассказ о ритуале свадьбы, который он
видел: приходы, уходы, поздравления, поцелуи и пр.).
П.: А потом?
С.: Немного полежали в обнимку на скамейке.
П.: А потом?
С.: Вот и все. Теперь, когда нас будут строить в пары, мы всегда
будем вместе.
П.: Это просто здорово. Я тебя поздравляю. Теперь ты уже совсем
как взрослый и будешь вести себя как взрослый.
Я с этой семьей поддерживаю отношения уже более 20 лет. Их сын уже
действительно женат. Понемногу начал зарабатывать еще лет с 10, женился рано, в
18 лет на своей однокласснице. Сейчас ему 25 лет. Он совершенно независим от
родителей, но отношения с ними очень хорошие. Свою «женитьбу» в детском саду он
не помнит.
Но нередко вместо такого спокойного отношения следуют всевозможные
санкции, в лучшем случае насмешки и ирония или рассказ об этом друзьям в
присутствии самого ребенка. Однако потребность у детей к сексуальным действиям
от всего этого не уменьшается, а усиливается, и удовлетворяется скрытно. Дети
привыкают лицемерить, мастурбировать под одеялом, в туалете и т.п.
Послушайте один из рассказов моей подопечной, женщины 34 лет.
«Когда мне было 3 года и я посещала детский сад, то во время
тихого часа мне нравилось, когда один из мальчиков снимал с меня трусики и
гладил мне половые органы. Однажды нас за этим застали и здорово наказали,
потом рассказали маме, а мама продолжила "воспитание" дома.
Кликушество, печальные пророчества: "Если так дело пойдет, то ты станешь..."
Я, конечно, не решилась больше делать это открыто.
Занималась этим под одеялом. Особенно хорошо стало, когда мне разрешили
купаться в ванне одной, купание длилось до полутора часов. Я раздражала половые
органы сильной струей воды, дело доходило до оргазма, но годам к 9 я потеряла
интерес к этим действиям».
Сексуальная жизнь воспитателей
Среди работников детских садов есть, конечно, благополучные люди,
но ко мне-то обращаются неудачники. Опять не хочу приводить статистики. Если я
дам большие цифры, то нужно делать какие-то организационные
выводы, писать докладные и пр. А я-то не борец. Скажу вам, что это отдельные
случаи. И наблюдал их не я, а мои ученики, и не в Ростове, а в других городах.
Заведующие детскими садами довольно часто являются любовницами
крупных начальников, директоров заводов, которые имеют свои детские сады,
других начальников, обычно районного уровня. Если эта связь протекала
нормально, после окончания сексуальных отношений они находили производственную
поддержку у своих руководителей. Кстати, в годы застоя именно такие садики
отличались хорошим материальным обеспечением. (Вот вам и польза от секса на
работе, правда, в отдельных случаях. Кстати, там и неплохо шел воспитательный
процесс.)
Если у воспитателей сексуальная жизнь вне рамок детского
учреждения оказывалась неналаженной, то они компенсировали ее переносом на свое
производство. Иногда это для производства было полезно. Так, некоторые
молоденькие воспитательницы с таким азартом выполняли свои обязанности, что
дети в их дежурство даже не хотели уходить домой. Но, к сожалению, наблюдались
такие факты, как постоянные конфликты друг с другом, и ругань и наказание
детей, которые переходили в скандалы с родителями. Родительские собрания в
садиках нередко напоминали нудный групповой секс, где воспитательница монотонно
читала выдержки из брошюрок по воспитанию, вдалбливала в головы родителей
прописные истины и никак не могла дойти до оргазма. «Если вы сейчас упустите
момент и не добьетесь, что ваши дети не научатся... то это они уже никогда в
своей жизни не освоят, и будут мучиться вечно». Вместо многоточия поставьте,
что хотите (сморкаться в носовой платок, одеваться, чистить зубы, делать
зарядку).
Конечно, прямых сексуальных действий воспитателей (четвертая
стадия) по отношению к детям мы не наблюдали. А если они есть, то это уже в
ведении юристов. Но если вы согласились с моими теоретическими положениями о
стадиях сексуальности и о психологических аналогах секса (например, конфликт),
то тогда мы должны согласиться, что непродуктивных сексуальных действий
достаточно. Они же мешают нормальному развитию детей, в том числе и
сексуальности.
Школа
Модель взаимоотношений в школе значительно сложнее. Схематически
такие психологические связи в педагогическом процессе можно отобразить
следующим образом (рис. 7).
Рис. 7.
Психологические связи в педагогическом процессе
В детском саду психологические связи ребенка в принципе ограничены
семьей и детским садом, лишь некоторые дети старших групп посещают
еще и всевозможные кружки. В школе же ребята, кроме уроков, занимаются еще и в
спортивных секциях, есть еще музыкальные школы, изобразительные студии и другие
учреждения, которые способствуют развитию детей. В подростковом возрасте в
классах образуются группы учащихся, которые оказывают на школьника иногда
большее влияние, чем семья и школа. Если в младших классах можно встретить
слабо организованные группы лодырей и хулиганов, то в старших эти группы уже
хорошо организованы и в их деятельности сексуальный компонент занимает
значительное место.
К сожалению, наша школа пока еще работает на «троечника»,
посещение ее является обязательным, престиж учительской профессии низкий, а
зарплата маленькая. Это приводит к тому, что в педагогический вуз идут далеко
не лучшие представители молодежи, а ведь это одна из самых важных профессий.
Ведь только благодаря учителю примат из вида Homo sapiens
становится личностью, Человеком! Ведь в царской России рядовой учитель гимназии
к концу своей учительской карьеры становился действительным статским
советником, что в сравнении с военными званиями соответствовало полковнику.
Таким же было и материальное положение.
Вот почему мало кто из школьников идентифицирует себя с учителем,
а в пединститут идут лишь в крайнем случае. Постоянная работа в атмосфере
принуждения школьников к приобретению знаний формирует весьма типичный портрет
педагога, находящегося в состоянии неразряженного гнева, которое уже самим
учителем не замечается, но по этому портрету мы безошибочно узнаем учителя в
любой обстановке. Невротизация учительского корпуса самая высокая. Массовые
обследования показывают, что у учителей наблюдается до 400 невротических
реакций в год. Что это означает? Это означает, что по 2—3 раза в день
учитель или разряжается гневом на ученика (т.е. вступает с ним в сексуальную связь),
или плачет где-нибудь в закутке, или думает о бессмысленности своего
существования, или мысленно продолжает доказывать свою правоту (а это уже
психологическая мастурбация). Все это отвлекает от работы. Вы можете спросить,
почему 2—3 раза? А вы уберите из 365 дней года двухмесячный отпуск, выходные, а
из числа учителей — тех, которые вообще не дают невротических реакций, для
которых педагогическая работа в радость. Вот и получается, что
невротизированный учитель дает до 2—3 невротических реакций в год. С реальным
сексом, следовательно, дела у них идут плохо.
К сожалению, большинство школьников, даже старшеклассники не имеют
представления о том, чем они будут заниматься в этой жизни. Мальчики недоуменно
пожимали плечами, девочки говорили, что хотели бы найти человека. Не стать
человеком, а найти человека! Спрятаться за спину мужа!
Сексуальная жизнь школьников
Большинство детей, как правило, идут в школу с охотой. Они
надеются найти там то, чего им так не хватает в этой жизни: любовь, внимание,
условия для развития способностей и многое другое, чего они не могли найти в
прежней, дошкольной, жизни, в том числе и сексуальные отношения в той форме, в
какой они нужны ребенку соответствующего возраста. Чем старше становится
школьник, тем его сексуальные потребности и формы их удовлетворения
приближаются к таковым у взрослых, и при правильном воспитании интересы детей,
родителей и учителей должны бы сближаться. Однако когда воспитание идет с принуждением, то ребенок попадает в свой треугольник судьбы (преследователь
— избавитель — жертва). В первых классах он чаще бывает жертвой. В подростковый
период ребенок начинает чувствовать прилив сил и вступает в борьбу со своими
угнетателями, пытаясь стать преследователем, но чаще всего он терпит поражение,
оставаясь жертвой. Иногда дети все же становятся победителями и в то же время —
преследователями своих родителей для того, чтобы во взрослой жизни снова стать
жертвами. В любом варианте это трагически сказывается на их судьбе.
Сексуальные отношения в различных формах пронизывают всю школьную
жизнь, они уже здесь носят более разнообразный и дифференцированный характер. В
младших классах секс проявляется тем, что ученики влюбляются в своих учителей.
К сожалению, сейчас это встречается все реже. Любовь эта дальше платонической
не идет (вспомним, что это время латентной стадии развития сексуальности). Но
если это происходит, можно наблюдать значительный рост успеваемости ребенка по
предмету любимого учителя. Так, одна моя подопечная, о которой я уже писал, в
пятом классе влюбилась в учителя математики. Она так старалась, что
успеваемость ее с троек поднялась до пятерок. Дело ограничилось только
производственной стадией. К сожалению, через год этот учитель ушел из школы, но
уважение к нему сохранилось на всю жизнь. Хочу мимоходом заметить, что все
обследованные, жизнь которых складывалась благополучно, как правило,
положительно оценивали всего один-два учителя в школе, которым бы хотелось
подражать. В институте такое сильное впечатление оказывают три-пять
преподавателей. Не хочу делать никаких выводов. Они напрашиваются сами.
Настоящий учитель может произвести на человека даже в зрелом возрасте столь
сильное впечатление, что после этого меняется вся его судьба, причем в лучшую сторону. Но, к сожалению, таких учителей
мало, все больше педагоги.
Однако вернемся к школе. В пятых-седьмых классах сексуальная жизнь
становится более интенсивной, но тем не менее чаще всего она ограничивается
первой-второй стадиями. Проявляется она тем, что в классе выявляется одна
«секс-бомба», за которой сразу начинают ухаживать практически все мальчики
класса. Она же нередко оказывает предпочтение школьнику из другого, чаще
старшего класса. С ним у нее могут сложиться и пресексуальные отношения, иногда
дело доходит до полноценного секса. Если вдруг становится известно, что у нее с
кем-то уже состоялся секс по полной программе, привлекательность в глазах своих
одноклассников она сразу же теряет. Почему именно эта девочка, а не другая
пользуется такой популярностью в классе, ни учителя, ни мы, проводившие
обследование, объяснить не могли. С позиций взрослых, это место могли бы занять
другие девочки. Одна из гипотез — стадное чувство. (Один из моих подопечных
рассказывал мне, что когда он учился в институте, у него всегда был соперник.
Правда, не везло им обоим. Однажды ради эксперимента он решил начать ухаживать
за одной девушкой, хотя в принципе она ему не нравилась. Буквально через
несколько дней его соперник стал проявлять к ней знаки внимания, мой подопечный
с легкостью уступил поле боя. После чего приятель также почти мгновенно исчез.
Но, что для вуза атавизм, для школы — правило.)
В старших классах сексуальная жизнь интенсифицируется, особенно у
тех школьников, которым учеба не интересна. Тогда сексуальные отношения
становятся основным смыслом, и если это случается, то следует ждать
трагического конца. Довольно часто старшие школьники доводят сексуальные
отношения до конца. Не буду приводить данные своей статистики, они совпадают с общеизвестной. Здесь мы можем видеть, как
разыгрываются на сексуальной почве все жанры жизни, существующие в жизни:
комедии, драмы и трагедии. Причиной самоубийств у молодежи часто являются
неудачи в любовной сфере. При завершенных сексуальных отношениях девочки
находят своих партнеров среди ребят старшего возраста, довольно часто в
компаниях, за пределами школы. Нередко это «алкогольно-сексуальные» группы, а
теперь все чаще встречаются группы, где процветает секс на фоне наркомании.
Если они существуют достаточно долго, то доля секса в них становится все
меньше. Карьеристы в школе до четвертой-пятой стадии секса доходят редко, но в
старших классах эта категория учеников весьма малочисленна. Занятие интересным
делом забирает практически все силы. Большое количество школьников можно
отнести к «культурно-развлекательной» группе, значительная часть принадлежит к
«алкогольно-сексуальной группе» (в младших классах — это просто нарушители
порядка, разгильдяи).
В клинической практике к нам часто приходят (или их приводят
родители) девушки и юноши в депрессивном состоянии. Они уже разочарованы в
жизни и не видят в ней никакой перспективы, довольно часто высказываясь о
бессмысленности дальнейшего существования. К сожалению, школьные психологи чаще
занимаются диагностической работой, тестированием, а стоит сделать упор на
тренинговую работу. Мы имеем положительный опыт работы, но только в случаях,
когда наши подопечные приходят в группы добровольно, с вполне определенными
целями. Так, например, подготовка к службе в армию, тематика — как уберечься от
«дедовщины». Популярны школы красоты для девочек и т.п.
В качестве иллюстрации завершенных сексуальных отношений у
школьников и их последствий, а также того, как этому можно помочь, я хочу
привести пример беседы психолога с девушкой, полностью разочарованной в личной
жизни.
Девушка 16 лет, назовем ее Ира. На прием ее привела мама. Девушка
в последнее время стала раздражительной, неуправляемой, перестала заниматься,
дерзит родителям и учителям. На приеме держится напряженно с высокомерным
выражением на лице, как будто говорит: «Знаю я вас всех! И ты будешь сейчас
учить меня жить!» Во время беседы удалось выяснить, что она разочаровалась в
жизни и любви, учеба ей неинтересна, планов на будущее нет, друзья примитивны,
родители нудят. С другом, семейным мужчиной, который обещал разойтись с женой,
подарить шубу и жениться на ней, когда ей исполнится 18 лет, в последнее время
отношения стали неопределенными, шубы нет как нет. Создается впечатление, что
он хочет ее бросить.
Беседа наша протекала следующим образом:
Психолог (П.): Так, значит, ты разочаровалась в любви. А как ты
понимаешь, что такое любовь?
Ира.: Любовь — это тогда, когда тебя понимают.
П.: Что ты еще ждешь от любимого?
Ира.: Ну, чтоб он был умным, красивым, чтоб с ним не стыдно было
быть в обществе, чтоб он был интересным собеседником...
П.: Наверное, чтобы еще хорошо зарабатывал?
Ира.: Да, конечно!
П.: Да, хочешь ты много! А что ты можешь дать любимому?
Ира (несколько растерянно):
Ну, не-е-е знаю...
П.: Я, правда, несколько иначе понимаю любовь. Любовь — это
активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви. Давай, мы сейчас
проведем небольшой эксперимент. Тебе подошел бы молодой человек, который в
конечном итоге достиг бы такого положения, как я? Сделай поправку на возраст, и
тогда все будет в порядке. Значит, с внешностью у меня все хорошо, я неплохо
зарабатываю, достаточно интересный собеседник, даже лекции читаю и книги пишу.
В обществе со мной тоже не стыдно показаться. Так подходит тебе такой кавалер?
Ира.: Да.
П.: А что ты мне сможешь дать?
Ира.: А что вам нужно?
П.: Что-нибудь одно из того, что я сейчас перечислю. Редактировать
мои работы, делать переводы, встретить гостей, в том числе и из-за рубежа. На
приемах и конференциях определить, с кем бы стоило завести сотрудничество. В
минуты отдыха поиграть со мной в теннис или шахматы. Следить за периодической
литературой.
Ира: Но я ничего этого не умею.
П.: Следовательно, ты ничего не можешь сделать, чтобы
способствовать моему росту и развитию, т.е. любить ты не умеешь. Получается,
что единственное, что ты мне можешь предоставить, — это твое тело.
Ира: А вот это уж дулечки!
П.: Вот видишь, даже в этом ты мне отказываешь. Но если честно
сказать, то и тело твое мне не нужно. Думаю, что и в сексе от тебя мало толка.
Тебя еще учить и учить! Так вот, рыцарь на белом коне, безусловно, когда-нибудь
явится, но в прекрасное далёко он увезет кого-то, но не тебя. Твоя мама в этом
плане гораздо более интересный человек. Если бы у меня в этом возникла
необходимость, то из вас двоих я выбрал бы маму.
Ира (задумавшись, с некоторой растерянностью):
Так выходит, мне еще рано говорить о любви! Я ведь ничего хорошего не могу дать
любимому человеку!
П.: Правильно! Ты умная девушка!
Ира: Так что же мне делать?
П.: Подумай!
Ира: Выходит, мне нужно учиться любить! А как же быть с сексом?
П.: Я не хочу морализировать. Решай, как знаешь. Но я думаю, что
если ты начнешь учиться любить, то тебе будет не до секса. Ведь тебе нужно
будет изучить языки, овладеть манерами, научиться играть в теннис, уметь
бегать, плавать, стать хорошим профессионалом в каком-либо виде деятельности и
т.д. Ну а если еще и на секс хватит сил, это будет просто здорово.
Ира ушла от меня несколько подавленной, но стала посещать группы
личностного роста. Та проблема, которую она ставила, перестала быть актуальной:
прежний друг ей теперь представляется примитивным человеком. Сейчас она уже
заканчивает психологический факультет университета.
Как я уже говорил, в школе среди учеников младших классов большая
группа, которую условно можно назвать «разгильдяйской», седьмому-восьмому классу
она станет «алкогольно-наркоманической», а чуть попозже
«алкогольно-наркомано-сексуальной». В этой группе будут далеко не только
тупицы, среди них будет много ребят, которым скучно плестись за двоечниками.
Неизрасходованная энергия может уйти на развлечения с этой группой. Нередко такие
группы начинают носить антисоциальный характер.
Группа может стать жестко регламентированной с постоянным лидером,
фиксированной ролью каждого члена группы в иерархии взаимоотношений между
членами ее (одни помыкают, другие подчиняются). Вожак завоевывает свое место в
борьбе с другими, изгоняя из группы тех, кого не удается подчинить. Есть у него
«цепная собака» — обычно физически сильный подросток с невысоким интеллектом,
кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть антилидер, мечтающий
занять место лидера, есть «шестерка», которым все помыкают, и т.п. Нередко
такая группа обладает «своей территорией», тщательно оберегаемой от вторжения
сверстников-чужаков, особенно членов других аналогичных групп, в борьбе с которыми
протекает жизнь. Состав группы довольно стабилен. Прием новых членов
нередко сопряжен с особыми испытаниями и ритуалами. Обнаруживается склонность к
внутригрупповому символизму — условные знаки, свой «язык», свои клички, особые
отметки на одежде. Подобные группы образуются из подростков мужского пола
среднего и старшего возраста. Девочек используют только в целях развлечения.
Свободные подростковые группы — это
другой тип групп, отличающийся нечетким распределением ролей, отсутствием
постоянного лидера. Его роль исполняют различные члены группы в зависимости от
того, чем в данный момент школьники заняты. Состав группы нестабильный — одни
уходят, другие приходят. Жизнь группы минимально регламентирована, нет
каких-либо четких требований, которым необходимо соответствовать, чтобы
примкнуть к группе. Это аналог «культурно-развлекательных» групп взрослых.
Описанные выше группы обычно многочисленны если педагогический
процесс в школе поставлен неинтересно и ребята не видят смысла в учебе.
Нестабильность последней группы позволяет при хорошем знании группового
процесса привлечь этих ребят к серьезной учебе, ибо группировка идет не столько
вокруг лидера, сколько увлечения, хобби, а таких хобби может быть множество. Интеллектуально-эстетические
увлечения связаны с глубоким интересом к самому предмету (музыке,
рисованию, искусству и т.п.). Сюда же относится склонность к изобретениям,
конструированию, сочинению стихов. Окружающим подобные занятия могут
показаться ненужными и даже странными, но ребятам они кажутся чрезвычайно
важными. Им безразлично, как на это смотрят другие, а иногда они даже пытаются
в свои увлечения вовлечь окружающих.
Бывают группы, организующиеся вокруг телесно-мануальных
увлечений. Школьники пытаются укрепить свою силу, выносливость, приобрести
ловкость, определенные умения или искусные ручные навыки. В таких случаях
группировка идет по спортивным секциям, кружкам ручного творчества,
автомобилизма и т.п.
Некоторые подростки проводят время в неутомимом поиске новой
легкой информации и потребности в постоянных поверхностных контактах, позволяющих
подобными новостями обмениваться. Когда у нас появились видеосалоны, их считали
бичом для школы. Многие подростки все свое время тратили на просмотр
кинобоевиков, эротических фильмов, фильмов ужасов и т.п. Контакты и знакомства
предпочитаются такие же легкие, как и сама поглощаемая информация. Все
усваивается на поверхностном уровне и главным образом для того, чтобы передать
другим. Полученные сведения легко забываются, в их смысл глубоко не вникают, каких-либо
выводов из них не делают. В этих группах нередко возникают и сексуальные
отношения.
Увлечения становятся путем ухода от неприятностей и серости
обыденной школьной жизни и могут лежать в основе нарушений поведения. Почему
именно в подростковом и юношеском возрасте начинают наблюдаться реакции
группировки и групповой процесс идет особенно интенсивно? К сожалению, вокруг
нас бытует масса мифов. О мифах сексуальной жизни я говорил в соответствующем
разделе. Здесь мне хотелось бы поговорить еще об одном мифе, который
называется: «пубертатный криз». Раскройте любой учебник психологии или
психиатрии, где описываются две последовательно сменяющихся фазы психических,
прежде всего личностных изменений: негативная и позитивная (Ковалев В.В.
«Психиатрия детского возраста»).
Для первой фазы характерны: эмоциональная неустойчивость,
несдержанность, колебания настроения по малейшему поводу, импульсивность, черты
демонстративности и рисовки поведения. Очень характерны контрастные, противоречивые личностные проявления. Здесь
можно наблюдать сочетание повышенной чувствительности по отношению к себе с
холодностью и отсутствием сострадания к другим, прежде всего к близким. Кроме
того, имеет место сочетание упрямства, особенно «духа противоречия»,
негативизма, с повышенной внушаемостью, слепым подражанием формам поведения,
манерам и высказываниям случайных «авторитетов» и «предметов обожания».
Застенчивость и робость в незнакомом обществе сменяется показной развязностью и
грубостью. Автор делает вывод, что подобная противоречивость личностных
проявлений и поведения подростка свидетельствует об отсутствии стабильности
личности, о несформированности взаимоотношений отдельных ее компонентов. Далее
он описывает реакции, о которых говорилось выше.
Вторая — позитивная — фаза пубертатного
периода начинается с 15—16 лет и отличается поэтапной
гармонизацией личности подростка, что проявляется в постепенном уравновешивании
эмоционально-волевой сферы, сглаживании эмоциональной неустойчивости,
возбудимости, импульсивности, уменьшении контрастности и противоречивости
эмоционально-волевых реакций. Теперь уже юноша осознает свое место в обществе,
появляются определенные цели в жизни, значит, все у него хорошо.
Тот, кто знает, что такое треугольник судьбы (преследователь —
избавитель — жертва), по которому ходят все несчастные люди, не согласится с
такой трактовкой. К сожалению, не все и не у всех в этом возрасте хорошо. Дело
в том, что при неправильном воспитании у ребенка в первые пять-семь лет
формируется под влиянием родительского воспитания «сценарий» жизни (характер,
социоген, «лягушачья кожа»). Человек становится рабом этого сценария, подобно
актеру, занятому в спектакле: сам он — хороший человек, но в соответствии с
пьесой он должен убивать, стесняться, бояться, грубить, подчиняться и т.п. Так
вот, с моей точки зрения, в первой, негативной, фазе подросток пытается
вырваться из рамок этого «сценария» (ведь сценарий формируется, если воспитание
шло или по типу «избавителя», или «преследователя»). Обычно взрослым, к
сожалению, удается «загнать» юношу в этот «сценарий», финалом которого в
будущем может быть болезнь, тюрьма или могила. Не хочу сказать, что это
относится к вам, дорогой мой читатель, но подобные ситуации я достаточно часто
наблюдал у своих больных и клиентов во время психотерапевтической и
психокоррекционной работы. Если бы коллективы учителей были способны проводить
работу по выходу наших детей из «сценария», насколько меньше бы было в обществе
сексуальных расстройств, болезней и преступлений, и не было бы необходимости
борьбы с этими бедами.
К сожалению, в процессе воспитания и родители, и школа борются с
растущей сексуальностью подростка, вместо того чтобы помочь правильно ее
удовлетворить в том объеме, в котором это ребенку доступно, не приписывая ему
свои потребности, а главное, увлечь учебой и личностным ростом. К нам в КРОСС
нередко приходят старшие школьники. Основная их проблема — как справиться с
родителями, которые не позволяют им поздно гулять и не дают денег на
развлечения и подарки девочкам. Мы стараемся вовлечь их в какое-то дело, где
они хоть немного, но зарабатывали бы сами. Если это удается, то все проблемы
сами решаются.
Один пример.
Ученица одиннадцатого класса пришла на занятие клуба с такой
проблемой. Ей отказывает во взаимности парень старше ее лет на пять, без определенных
занятий, да к тому же наркоман. Вместо нотаций мы стали учить ее, как добиться
взаимности, кроме того, я попросил ее провести анкетирование ее одноклассников
по теме данной книги. Она добилась, чтобы он ей назначил свидание. Но во время свидания
он показался ей настолько примитивным, что вся любовь прошла.
А вот рассказ одного из моих подопечных:
«Когда в пятом классе мне сын сказал, что ему понравилась
одноклассница, я, вооруженный современными знаниями, не запретил ему, а
рассказал, как ему следует вести себя с ней. Дал необходимое количество денег
для материального обеспечения их встреч, порекомендовал пригласить ее к нам на
дачу. Там они развлекались, как могли. Он учил играть ее в настольный теннис.
Мы были рядом, но в их игры не вмешивались. Им и в голову не приходило от нас
уединяться».
О том, что подобные отношения детей и родителей возможны, говорит
практика КРОССа. К нам часто ходят мамы, достижением которых является то, что
их дети делятся с ними своими сексуальными проблемами.
Сексуальная жизнь учителей
Несколько слов о коллективе преподавателей школы. Прошу не судить
меня строго. Это взгляд со стороны. Я всего лишь год работал преподавателем
психологии в десятом классе лицея.
Здесь малочисленна карьеристская группа. Среди моих пациентов было
много учителей, но очень немногие из них были довольны своей профессией и
хотели бы, чтобы и их дети стали учителями. А раз так, то и детей учить им трудно. Дети должны любить учителя,
тогда они будут любить и учить его предмет. Довольно значительна в школьных
коллективах «культурно-развлекательная» группа, дорабатывающая до пенсии.
Я пытался проводить психокоррекционную работу в одной школе, хотя
теперь она стала лицеем, порядки в ней остались прежними. Попытка оказалась
неудачной. На первом занятии был почти весь учительский корпус, слушали меня с
большим интересом. Когда же началась психокоррекционная работа, в которой
приходилось менять не ученика, а себя, группа учителей, вполне естественно,
стала таять (так всегда бывает; потом, когда будут видны успехи тех, кто
остался, группа начнет расти), и директор лицея отказался от наших услуг,
причем именно в тот момент, когда группа начала расти. Сам он, конечно, на
тренинг не ходил.
Так вот, с сексом у учителей дела обстоят плохо (об этом можно
судить по количеству невротических реакций — до 400 в год; кроме того, среди
учителей имеется большая группа, придерживающаяся пуританской морали в этом
плане и выдавливающая из школы более или менее раскованных педагогов).
Нередко директором школы является этакая Акка Кнебекайзе (если вы
помните, так звали предводительницу гусиной стаи из известной повести
«Приключения Нильса с дикими гусями»). Акка Кнебекайзе сама уже яиц не
откладывала и пары себе не заводила, но внимательно следила, чтобы ее ведомые
создавали добропорядочные семьи. Если в коллективе имеется несколько молодых
холостых учителей, то секс в коллективе на идеаторном уровне (сплетни)
процветает вовсю. Особенно заклевывают молоденьких «курочек», которые рискуют
высказывать вольнодумные идеи, а не дай бог, еще и совершают «аморальные»
поступки (ну, например, обнимет своего коллегу мужского пола при встрече
после отпуска). Все ситуации, связанные с данной темой, которые показывает
литература кино и театр, в той или иной мере соответствуют действительности. И
какая разница, как часто это встречается, — по нашим данным,
сексуально-психологическая атмосфера в школе, как правило, определяется
моральными установками Акки Кнебекайзе.
Иногда директором школы является сексуально озабоченный мужчина,
какой-нибудь гусь или петух. Но в любом случае такого мирного «курятника»,
который, бывало, приходилось видеть в небольших магазинах, рекламных агентствах
и других коммерческих организациях, в школах мне встречать не приходилось. Да
это и понятно почему: старые «гусыни» заклюют.
Секс в системе школьники—педагоги
Чаще это ученица—учитель, реже — ученик—учительница.
*Учитель—ученица. Я здесь не буду разбирать криминальные случаи, о
них вы изредка читаете или смотрите передачи по телевизору, это вершина
айсберга. Под водой остаются истории, которые не всплывают на поверхность на
всеобщее обозрение, но, тем не менее, оказывают иногда существенное
(благоприятное или неблагоприятное) влияние на судьбу человека хотя бы по той
причине, что при неверных действиях педагога меняется система ценностей
человека, например может ухудшиться его характер.
А теперь пример:
В., 16 лет, воспитанная дома в системе ценностей, одним из
критериев которой был «все мужчины грязные животные, им нужен голый секс»,
влюбляется в учителя физкультуры. Сама она была освобождена от общей
физкультуры, но на занятия приходила. Класс в большом физкультурном зале школы
получал задание, а он уединялся с ней в маленьком классе, где давал ей
отдельные упражнения и следил за их выполнением. Вскоре, к своей радости, она
заметила, что и учитель к ней неравнодушен. Сами понимаете, что во время
выполнения физических упражнений производственная стадия может легко перейти в
пресексуальную. Затем он предложил ей перейти к непосредственно сексуальной
стадии, к которой она явно психологически была не готова. Он настаивал, но
предупредил, что насиловать ее не будет, и сдержал слово. Сексуальной стадии не
было, но ее недоверие к мужчинам еще более усилилось.
Кстати, деяния педагога не подпадают под статьи уголовного
кодекса, да и моральный кодекс не очень их осуждает. Да и что собственно
случилось? Так, самая малость. Стала к мужчинам относиться с еще большим
недоверием. За это ведь не привлечешь к ответственности. Сами понимаете, что
судьба такой девочки — быть изнасилованной менее деликатным мужчиной. Что и
случилось, когда ей было 19 лет. Анализируя ее сексуальную жизнь, мы
обнаружили, что ей попадались, как потом выяснилось, вполне достойные мужчины,
но она отказала им, а они не настаивали, глубоко уважая ее. Она отказывала им.
И стала жертвой наркомана, который извел ее своими уговорами, приставаниями и
угрозами.
По анкетным данным, влюбленность в учителей встречается у 27%
опрошенных женщин, завершенный секс учениц с учителями менее чем в 1% случаев
(опрашивались и учителя и ученицы). Не могу дать оценку завершенным формам
сексуальной жизни, но вот то, что сейчас в учителей влюбляются редко, следует
отнести к отрицательным факторам.
*Ученик—учительница. Здесь влюбленность встречалась еще реже, а
сведений о завершенных отношениях в моем материале не было. Однако такие факты
тоже встречаются.


