Здравствуйте
друзья!
Публикую отрывок
про нелюбовь, а зависимость одних от других но, по-моему, ещё бывает более
приемлемые варианты, когда люди не сильно друг от друга зависят, просто они
друг друга устраивают это симбиоз. А вот настоящая любовь, по-моему, это когда
люди абсолютно друг от друга не зависят, желательно конечно чтобы вообще не от
кого не зависели насколько это возможно, но у них есть потребность отдавать
свою любовь. И если такие люди объединяют свои энергии, происходит взрыв это
огромный поток энергии.
«Секс в семье и на работе» М.Е.Литвак.
«Любовь» подхалима
Подхалима можно назвать льстецом, или Лисой Патрикеевной. На секс
в производственных отношениях он претендует редко, но если знакомство
состоялось на дискотеке, где производственная фаза отсутствует, то основным
орудием достижения сексуального удовлетворения здесь является лесть. Льстец в
принципе на «всего» тебя не претендует: он хочет урвать свой кусочек сыру, ну
еще что-нибудь по мелочам, например, одну ночку. Но самое главное, он не
претендует на вашу жизнь, не разрушает вашего дела. Напротив, он даже хочет,
чтобы вы продолжали что-то находить, чтобы потом это «что-то» можно было у вас
отнять. Предатель же (см. ниже), ошибившись в вас, за свою ошибку вас же
постарается уничтожить или разрушить ваше дело, что, собственно, одно и то же.
И тем и другим наши подопечные охотно отдают свою психологическую
«кровь». Но если льстеца уподобить табаку, то предатель тянет на морфий.
Опасность льстецов заключается в том, что они приучают человека к
незаслуженным поглаживаниям, он теряет бдительность, перестает отличать лесть
от восхищения и может попасть в неприятное положение, так как восхищение
представляет собой еще большую опасность, ибо здесь действует Предатель, или
Иуда. Этот уже не ограничится кусочком сыра — он вас погубит. Но об Иуде
попозже.
Как действует льстец? Он восхваляет вас за те качества, которые
развиты в вас, мягко выражаясь, не очень, но вам хотелось бы иметь их в большей
степени. Ходы Льстеца хорошо описаны в басне И. Крылова «Ворона и Лисица».
Приведу ее полностью. Уж очень все точно!
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
Но только все не впрок.
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру.
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась,
А сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала.
Вдруг сырный дух Лису остановил.
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
Голубушка! Как хороша!
Ну, что за шейка, что за глазки!
Рассказывать так прямо сказки!
Какие перышки, какой носок!
И верно, ангельский быть должен голосок.
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица!
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло.
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло.
Сыр выпал. С ним была плутовка такова.
Обратите внимание, что льстец вначале думает, а потом действует.
Отсюда очень тонкий расчет, ибо он идет от ума, но поручается все это проделать
чувствующему ребенку. При предательстве Предатель восхищается. Восхищение
обычно импульсивно. В момент, когда будущий предатель восхищается, он искренен.
Поэтому, если перед лестью можно устоять, то в случае восхищения сделать это
довольно трудно.
Мы разработали методику реагирования на лесть. Я помню, как
попадался на нее, когда был начинающим врачом. Некоторые хитрецы льстили мне,
говорили, что я работаю лучше, чем мои более опытные коллеги. Я помню, как
точно как Ворона, клюнул на это, вынужден был заниматься делами льстецов за
счет своего свободного времени. Затем эти похвалы начали вызывать у меня
раздражение, но избавиться от льстецов я не мог. И только разработав систему
психологического айкидо, мне удалось найти хороший ответ. Теперь, когда Лиса
Патрикеевна говорит мне, что я чудесный доктор, я ей отвечаю следующим образом:
«Да, я согласен с вами, я чудесный доктор, Лиса Патрикеевна. Мне вдвойне
приятно слышать это от вас, потому что эти комплименты искренние
(тут лучше сделать небольшую паузу. — М.Л.) и за ними не стоит
никакой просьбы, тогда как другие... и т.д.». Этот же алгоритм можно
использовать, когда льстец вас тянет в постель: «Я очень признательна вам за
комплименты. Они мне приятны, так как я знаю, что они бескорыстны. Вы же не
потянете меня в постель, как другие, — чуть похвалят и считают, что я уже им
обязана». Могу предложить второй вариант, более короткий и более меткий: «Как
приятно слушать ваши комплименты! А где же подарок?»
Этот ответ мне пришел в голову после одного случая. Заходит ко мне
в кабинет мужчина лет 40, прибыл из Комсомольска-на-Амуре. Зашел ко мне,
поблагодарить за мою книгу «Если хочешь быть счастливым». Он рассказал, как
книга очень помогла ему в жизни, и он хочет подарить мне что-нибудь на память.
Ничего конкретно от меня ему не было нужно, — он мне подарил сувенир, я был
тронут. Это самый дорогой для меня подарок, к сожалению, таких подарков у меня
немного. Чаще пишут с просьбой о помощи и не всегда вкладывают конверт для
ответа. Для меня это был хороший урок. Теперь, когда я хочу выразить
кому-нибудь свою признательность, я всегда иду с подарком и ничего не прошу.
Проблема подхалимажа в производственных отношениях нами сейчас
разрабатывается и в дальнейших публикациях будет изложена подробнее. Здесь же я
могу предложить один прием довольно тонкой лести. При помощи банальной похвалы
и восторженности вы сможете чего-то добиться только от глупца. А вот если вы
будете действовать подобным образом, то тогда устоять перед такой лестью будет
трудно и умному человеку, да и в подхалимаже вас будет трудно уличить. Вы
больше будете похожи на принципиального критика. Послушайте, как звучит такая
«критика»: «Иван Иванович, можете меня хоть с работы
выгнать, но я все-таки скажу вам прямо и при всех. Вы не цените общество, вы не
заботитесь о его развитии, нет, я могу сказать, что вы преступник. Ведь весь
ваш организаторский опыт используется только в нашем коллективе, тогда как его
стоит распространить на всю страну. Почему вы не пишите книгу, не обобщаете
свой богатый опыт, который помог бы всей нашей многострадальной Родине?
Извините за резкость. Но молчать у меня уже больше не было терпения!»
Содержание можно изменить, наполнить его конкретными примерами из жизни вашего
начальника, но алгоритм следует сохранить.
Начальникам же следует запомнить, что искренний комплимент может
исходить только от равного или вышестоящего как по социальному статусу, так и
по духовному развитию. Произносится он в тот момент, когда партнер в тебе уже
не нуждается, и всегда сопровождается подарком. Одна из моих подопечных, весьма
привлекательная женщина, была приглашена в кабинет к директору очень крупного
завода, на котором работала. Он восхитился ее красотой и прочими «душевными
качествами», предложил ей сексуальные отношения и одновременно — изолированную
квартиру и самые благоприятные условия для ее карьеры и прекращение сексуальных
отношений, если она выйдет замуж. Она отказалась. А зря! После этого начались
ее мучения (подробно об этом написано в моей книге «Как узнать и изменить свою
судьбу»).
«Любовь» предателя
Свою игру предатель начинает обычно с использования роли
Сладкозвучной сирены, при этом не имеет значения, к какому полу он принадлежит.
Все начинается с восхваления жертвы, и даже ее почитания.
Вот рассказ одного из моих пациентов, преподавателя математики
одного из ростовских вузов, 40 лет, прогрессивные идеи которого в момент
встречи со Сладкозвучной сиреной всеми сослуживцами отвергались.
«А здесь все мои мысли сопровождались восторженным принятием,
шутки оценивались заливистым, искренним смехом, поступки и действия вызывали
восхищение. В ее присутствии я впервые почувствовал себя умным, красивым,
преуспевающим и светским мужчиной. Тем более что жена меня постоянно
«воспитывала», на работе критиковали, а она была моложе меня почти на
двенадцать лет, хороша собой, а главное — правильно оценила все мои идеи!»
Тип сирены описал еще Гомер в поэме «Одиссея». Кстати, он же
указал и метод лечения:
...Неизбежною чарой
Ловят они подходящих к ним близко людей
мореходных.
Кто, по незнанью, к тем двум чародейкам приблизясь,
их сладкий
Голос услышит, тому ни жены, ни детей малолетних
В доме своем не утешить желанным возвратом:
Пением сладким его очаруют, на светлом
Сидя лугу; а на этом лугу человечьих белеет
Много костей, и разбросаны тлеющих кож там
лохмотья.
Но Одиссей все же захотел услышать их пение. Тогда волшебница
Цирцея дала ему инструкцию:
Ты ж, заклеив товарищам уши смягченным медвяным
Воском, чтоб слышать они не могли, проплыви
без оглядки
Мимо; но ежели сам роковой пожелаешь услышать
Голос, вели, чтоб тебя по рукам и ногам привязали
К мачте твоей корабельной веревкой; тогда ты
Можешь свой слух без вреда удовольствовать
гибельным пеньем.
Если ж просить ты начнешь иль приказывать станешь,
чтоб сняли
Узы твои, то двойными тебя пусть немедленно свяжут.
(А вот вам и метод лечения! Попробуй только его использовать с
нашими одиссеями.)
А теперь послушайте, что пели сирены Одиссею. Прошло уже несколько
тысяч лет, а современные «сирены» поют ведь то же самое. Слова может быть
другие, но смысл один к одному:
«К нам, Одиссей богоравный, великая слава ахеян,
К нам с кораблем подойди; сладкопеньем сирен
насладися,
Здесь ни один не проходит с своим кораблем мореходец,
Сердцеусладного пенья на нашем лугу не послушав;
Кто же нас слышал, тот в дом возвращается, многое
сведав.
Знаем мы все, что случилось в троянской земле и какая
Участь по воле бессмертных постигла троян и ахеян;
Знаем мы все, что на лоне земли многодарной
творится».
Так нас они сладкопеньем пленительным звали.
Хочу обратить ваше внимание, что они не обещали ни любви, ни
секса, они завлекали Одиссея возможностью узнать, что случилось с его близкими
и что творится на земле. И что больше всего интересовало его в тот момент.
Да и Одиссея влекла не любовь:
...Влекомый
Сердцем их слушать, товарищам подал я знак,
чтоб немедля
Узы мои разрешили; они же удвоенной силой
Начали гресть, а ко мне подошед, Перимед с Еврилохом
Узами новыми крепче мне руки и ноги стянули.
Молодцы! Выполнили распоряжение. Все обошлось, а в реальной жизни
не счесть жертв Сладкозвучных сирен. Да и толку от привязываний особого нет.
Один одиссей так аж на Камчатку уехал. Два года (!) там прожил, а в голове
продолжал звучать голос его Сладкозвучной сирены. В конце концов наступил
момент, когда он все бросил и примчался к ней. Потом долго мы его еще лечили!
Да и сам Одиссей в Древней Греции был идеалом ума, сообразительности и
мудрости, ведь знал, как опасен голос Сладкозвучных сирен, но когда услышал их
пение, то не помог ему его ум, — потребовал, чтобы его развязали и изменили
курс корабля. Гораздо позже Ларошфуко тонко подметил: «Ум всегда в дураках у
сердца».
Но Гомер поведал нам о внешних проявлениях одиссеевых мук. Я же
знаю, о чем не поведал нам Гомер, и о чем Одиссей просто постеснялся
рассказывать — о его внутренних переживаниях (нашему математику она не о сексе
пела — у него там было все в порядке. Она хвалила его научные разработки, а в
то время признание коллег ему было нужнее всего). Но продолжим о «сладкозвучных
сиренах», которые водятся на многих производствах. По описаниям Гомера, — это
птицы с милыми женскими головками. Те сирены, которые губили моих подопечных,
тоже были миловидными, я бы даже сказал привлекательными, иногда очень
красивыми, и, что совершенно точно, сексапильными на вид женщинами с живым
подвижным темпераментом сангвинического плана и чертами легкой истеричности.
Тело-то у них было, конечно, женское, но не для их жертв. Жертвы сталкивались
только со стальными психологическими «когтями», из которых не могли, а точнее,
даже не хотели и не пытались вырваться. Мало того, высосав из них все соки,
«сирены» гнали их от себя. Они уходили, накапливали материальные и
психологические силы и средства в другом месте, а потом их снова неумолимо влекло
к своим мучительницам. Те, увидев добычу, быстро ее отнимали и опять прогоняли
несчастных.
После нескольких таких витков жертвы обращались за помощью,
вернее, как правило, их приводили жены, «золушки» по своей сути. Они даже не
очень обижались на своих мужей, нередко «Вечных принцев». Сами сирены за
помощью обращались ко мне крайне редко. Их психологический портрет и судьба
составлены мною по рассказам одиссеев, которые благополучно, хотя и с большим
трудом и потерями, смогли вырваться из их когтистых психологических лап, когда
пение перестало их очаровывать. Послушайте рассказ одного из моих подопечных.
Один эпизод из его отношений со Сладкозвучной сиреной я описал в
книге «Психологическое айкидо». Не буду его повторять. Сейчас я воссоздам
картину в целом. Тем более что он познакомил меня и со своей Сладкозвучной
сиреной, — редкий случай, когда я лицезрел партнершу своего подопечного, ибо
обычно узнавал о них только из рассказов жертв.
Но вначале небольшое введение.
Мой подопечный, Вечный принц, работая со мной, стал выбиваться в
короли. Когда я познакомился с ним, это был белокурый красавец 25 лет с
внешностью социального героя, но с постоянной грустинкой в глазах. Было это
очень давно. Мы подружились. Что-то общее было в нашей судьбе. Нас с принуждением
призвали на кадровую службу в армию. В военном городке мы и познакомились и лет пять были дружны. Он был очень
недоволен своей участью, считал, что призыв в армию искалечил ему жизнь,
оторвав от научной карьеры. Жил он как бы по течению. Тогда я не понимал, что
ему надо. По службе он продвигался, правда, по административной линии,
материальное положение было неплохим, успехом у женщин пользовался, но сам
особенно никем не увлекался. Женился он на чудесной женщине, которая в нем души
не чаяла и, как говорят, окружила полной заботой.
Через 5 лет судьба развела нас в разные стороны. Встретились мы с
ним снова в Ростове. Я к этому времени работал преподавателем на кафедре
психиатрии, а он был преподавателем Ростовского высшего военного училища в
звании подполковника, у него уже было двое чудесных детей: мальчик и девочка.
Золушка по-прежнему в нем души не чаяла, он же великодушно позволял любить себя
и ухаживать за собой. Впрочем, к семейной жизни и жене он больших претензий не
имел, сексуальной ее стороной был даже доволен, тем более что относился к
категории сексуальных атлетов. Были у него до женитьбы и другие женщины, но они
не шли в этом плане ни в какое сравнение с его женой. После свадьбы он по
привычке завел несколько связей, но ничего ему это не дало. Просто он каждый
раз убеждался, что его жена лучше. Так что ко времени нашей встречи он уже лет
12 был верным мужем, причем эта верность ему ничего не стоила, так как у него и
не было желания заводить связи на стороне. Внешне он почти не изменился, разве
казался чуть старше. Но при самой большой натяжке больше 35 лет ему нельзя было
дать, хотя было ему уже 42. Неизменной оставалась и грустинка у него в глазах.
Дело в том, что с наукой и тут ему не везло. Будучи неплохим специалистом и
научным работником, он никак не мог защитить диссертацию, хотя написал их две. В одном случае тема перестала быть
актуальной, в другом — нашли погрешности в методике.
Вот в таком состоянии он был, когда мы с ним случайно встретились.
Я к этому времени увлекся современными методами психотерапии и предложил ему
заниматься со мной. Года три он систематически ходил на занятия. Ему
удалось-таки найти весьма оригинальную научную идею, и самое главное,
разработать ее. Он даже получил определенную известность в научных кругах, но
отношение к нему коллег было неоднозначным. Так как тема отличалась большой
новизной, то были и серьезные возражения. Но он изменился — был готов
отстаивать свою идею, грустинка в глазах исчезла, это уже был Король, правда,
еще некоронованный. По крайне мере, мне так казалось.
Жизнь его завертела, года четыре мы не виделись. Я внес в свою
картотеку его историю как благоприятный случай излечения. Когда мы встретились,
это был 60-летний старик, хотя ему еще не исполнилось и 50 лет. Он с горечью
отмечал, что в трамвае сердобольные женщины уступали ему место. (Кстати, к
моменту нашей второй встречи кроме депрессивного невроза он имел «букет»
психосоматических заболеваний: гипертоническую болезнь, анацидный гастрит,
трахеит с лающим кашлем, мешавшим ему присутствовать на заседаниях, и что-то
еще.)
Правильно, вы угадали: он встретил свою Сладкозвучную сирену. Она
имела ту же специальность, но работала в другом отделе. На работе они довольно
часто встречались, иногда бывали в одних компаниях. Он отмечал ее миловидность,
общительность, игривость, даже талантливость в делах, но близкого общения не
возникало, даже, можно сказать, в голову не приходило. Более того, он
познакомил ее со своим приятелем, которому Сладкозвучная сирена очень понравилась.
О судьбе этого знакомства он даже не знал, настолько его тогда это не
интересовало.
Ну а теперь его рассказ:
«Работа у меня пошла. С помощью приемов психологического
воздействия мне удалось ликвидировать дефекты воспитания моих детей, я понял,
кем все эти годы была моя супруга. Я даже впервые объяснился ей в любви — в
молодости как-то обошлось без этого. Дело мое разрасталось. Я стал
руководителем группы и стал набирать себе помощников. Я не торопился сразу
брать их в штат, предлагал сначала ознакомиться с сутью дела. Идеи были настолько
новы, что полного признания еще не получили. Да и сам я не вполне осознавал их
ценность, иногда меня мучили сомнения в том, что я делаю. Поэтому я искал
только добровольцев-помощников. Группа потихоньку сколачивалась, появились
ученики. Я стал ездить на конференции и приобрел определенную, но неоднозначную
известность в научном мире. Вот в этот момент Сладкозвучная сирена и обратилась
ко мне с просьбой внедрить мою методику в ее работы. Я согласился. Когда
появляется новая работа, вначале я все делаю сам. Она мне помогала, и я был
поражен, как быстро она все осваивала, и думал, что у меня будет хорошая
помощница. Я хотел уже передать наше совместное дело в ее руки и отойти в
сторону, продолжая просто руководить.
Но она вдруг исчезла с моего горизонта. Потом я вспомнил о ее
провокациях к сексуальному сближению. Мы довольно поздно возвращались с работы
вместе. Она приглашала зайти к себе в гости. Только очень сожалела, что не
сможет познакомить с мужем, так как он в командировке. Было еще что-то, но меня
как-то это не задевало. Я упивался своими успехами на производстве и счастьем.
Прошел год. Мы эпизодически встречались. Методика стала получать
распространение, и меня начали просить подобрать кадры и внедрить эту методику
в их учреждения.
Мои ученики были пристроены. На меня наседали, и тут я вспомнил о
ней. Порекомендовал ее в одно престижное учреждение. Она согласилась и вновь
стала у меня учиться.
То ли я действительно к этому времени стал классным специалистом,
то ли она была просто Сладкозвучной сиреной, но я поразился скорости освоения
новых наработок, полным пониманием и принятием всех моих идей, которые
требовали существенной ломки и в мировоззрении и в образе жизни. Через какое-то
время, в дни, когда она отсутствовала, я понял, что мне ее не хватает, что в ее
присутствии я испытываю прилив сил, нарастает продуктивность и все это
окрашивается ее восхищенным взглядом и сладкими речами. Она признала во мне
гения, все, что я ни говорил, воспринималось с восторгом. Она заливисто
смеялась моим шуткам, так, что я почувствовал себя великим юмористом, хотя
никогда не отличался остроумием. Я стал понимать, что я ей нравлюсь и как
мужчина, но еще не понимал, что и она нравится мне как женщина. Мне это было
просто приятно. Мы часто появлялись вместе на конференциях, заседаниях и
совещаниях, банкетах. Я и не думал таиться, поскольку ничего сексуального к ней
пока не чувствовал. А какому мужчине зрелого возраста не понравится, когда на
него с восхищением смотрит красивая, темпераментная женщина моложе его на 12—15
лет и в упор не замечает молодых красавцев.
Вы спросите, а какие отношения у меня были с женой? Могу ответить.
В принципе, хорошие. (Вот она, где трещинка, которая превратится в
пропасть. Любое слово, которое прибавляется к слову «хорошие», свидетельствует
о приближающейся грозе. Норма — это когда в семье отношения отличные, а муж и
жена увлечены еще друг другом и как сексуальные партнеры. — М.Л.). Дело в том, что жена не приняла моей новой философии, которую я
усвоил у вас, и не включилась в мою новую жизнь инициатора многих мероприятий.
Она фактически была моей мамочкой, а я уже вырос и в опеке не нуждался. Мне
нужна была подруга, которая бы сопутствовала мне всюду и всегда. А она
отказывалась ездить со мной на конференции, присутствовать на моих докладах и
даже на банкетах и презентациях, организованных в мою честь. Нас связывали
только неплохой секс и дети. Из-за занятости я стал отходить от домашнего
хозяйства и хотел, чтобы и моя жена поменьше этим занималась. У нас появились
материальные возможности, но она делала все сама, а увеличившаяся квартира и
хозяйство требовали все больше времени. Она начала уставать и избегать
сексуальных отношений, секс становился все реже. Мы то и дело конфликтовали по
разным мелким поводам. (Вот как реализовывался секс. — М.Л.). Я почувствовал себя женатым холостяком. Все парами, а я один. Но
тем не менее меня, по крайней мере на уровне моего сознания, все больше
беспокоили конфликты с женой, хотя я все больше времени проводил со своей
Сладкозвучной сиреной. Настолько далека была моя осознанная мысль от интимной
связи с ней, что я ввел ее в свой дом, открытый для посещений моих друзей, в
том числе и женского пола. Я даже не заметил реакцию жены на ее появление. Дома
мелкие скандалы становились все чаще. Деловое общение с «сиреной» становилось
все более интенсивным.
Не помню, кто начал, но мы признались, что нравимся друг другу,
точно помню, что она первая сказала мне, что она меня любит, рассказала, как
прожила свою жизнь. Что ее одну из трех детей мать вынуждена была отдать в
интернат, где ей пришлось вынести жестокую борьбу за существование. Было еще
много трогательных рассказов о том, как ей не повезло с мужчинами. Когда ей
было 18 лет, ее соблазнил один парень, она забеременела, но, в конце концов, он
согласился на ней жениться. Потом она ушла прямо со свадьбы и сделала аборт,
возненавидев всех мужчин. Поступила в институт, все внимание уделила учебе, шла
на красный диплом. На последнем курсе ей сделал предложение ее теперешний муж.
Она рассказала ему о своей жизни. Он был очень удивлен и несколько ошарашен,
ибо воспитан был в нормативной для того времени морали, согласно которой до
свадьбы не следует жить половой жизнью. Тем не менее они поженились, но любви и
сексуального влечения к нему она не испытывала. Были у нее увлечения.
Выяснилось, что нашу совместную работу она тоже бросила из-за очередного
увлечения. Сейчас с объектом этого увлечения, полюбив меня, она рассталась. В
семье напряженные отношения со свекровью, муж ее все время воспитывает, и т.п.
Как потом выяснилось, все это оказалось совсем не так. Уже во
время учебы она была Сладкозвучной сиреной, вела интенсивную половую жизнь,
часто меняя сексуальных партнеров, старше ее возрастом и материально
обеспеченных, иногда их «динамила». Более того, в ее жизни был и такой эпизод.
Она собиралась выйти замуж за своего однокурсника. Строила из себя недотрогу, а
сама в это время вела интенсивную половую жизнь. (Я
ее видел. Действительно, на вид ангелок. — М.Л.). Один эпизод я вам расскажу. Его я
слышал от жертвы моей героини. Кстати, познакомился я с ним на ваших семинарах,
дорогой Михаил Ефимович, так что в истинности его слов можно не сомневаться.
Тем более он рассказал мне свою историю, не зная, что я как-то связан с этой
женщиной. Просто рассказал как случай из своей многострадальной жизни. Да и
после нашего разрыва она демонстрировала то же поведение. Но об этом после.
Итак, он собирался на ней жениться. Шла подготовка к свадьбе. Он
договорился встретиться возле одного дома. На свидание пришел несколько раньше.
Моросил дождь, и он вошел в подъезд близлежащего дома, встал под лестничный
пролет и курил. Вдруг слышит заливистый смех своей Сладкозвучной сирены,
которая обсуждает с мужчиной, как сейчас принято говорить, «кавказской
национальности», подробности только что проведенных сексуальных мероприятий.
Свадьба расстроилась, но он все равно женился примерно на такой же, только
более низкого образовательного уровня.
Но вернусь к своей истории.
Мне ее стало жаль. В духовном плане она от меня получила очень
много. В том числе я рассказал ей о занятиях психологией. Теперь надо было
как-то организовать сексуальную встречу. Я хотел ей дать и хороший секс, а
может быть, себя продемонстрировать. От нее я в этом плане ничего хорошего не
ждал. Думал, что и здесь я ей буду учителем. Я же не знал, что она опытней
меня.
Уже на организационном пресексуальном этапе начались мои мучения.
Двадцать лет супружеской верности сделали свое дело. Выяснилось, что потерял
все навыки тайных ухаживаний, у меня не было организационного опыта, я не хотел
засвечиваться. В общем, тянулось все это довольно долго. Когда же мне удалось
все увязать, она отказалась от встречи, ссылаясь на морально-этические нормы. Я
был несколько раздосадован, но не более. Сказал, что будем заниматься делом, а
о сексе забудем. Все вошло в обычное русло. Она мне пела дифирамбы, я их
слушал. Она раскаивалась, обещала, что больше не будет так вести себя. Я был
непреклонен, но не очень, хотя и отказался что-либо организовывать. В это время
я был приглашен на одну научную конференцию. Она также добилась, чтобы ее туда
направили. И вот тут мои сексуальные фантазии разыгрались. Хочу напомнить, что
все это происходило на фоне моих конфликтов с женой. Секс там состоялся, но я
перегорел, продемонстрировать свои лучшие качества мне не удалось. Но она, как
я думал, все поняла. Психологические отношения не изменились, а, пожалуй,
углубились. Мы стали подумывать о том, чтобы начать жить вместе.
Но тут у меня начались служебные осложнения. Идей было много, но в
диссертацию не укладывались. Не получалось как-то оформить. В общем, я был
занят собою и не заметил, что она потеряла ко мне интерес. Правда, и я выглядел
не лучшим образом.
К этому времени уже и возраст начинал играть свою роль. Мне
грозило скорое увольнение из армии, если не защищусь. Когда я просил ее совета
по поводу диссертации, она мне говорила, что необходимо провести еще ряд
исследований. Я и сам понимал, что желательно это сделать, но время подпирало,
и силы были на исходе. Потом мне помогли, но не она, а другие. Она же сказала,
что нам стоит прекратить встречи. Это был для меня удар. Если бы я
самортизировал и тут же развернулся, я, наверное, не выглядел бы таким старым
сейчас. Вот тогда я понял, какие муки испытывал Одиссей. Но если Гомер не мог
их описать, то у меня и подавно не получится. Скажу как смогу. Весь свет
померк. Не то чтобы я умолял, но по всему моему виду заметно было, как мне
тяжело. К несчастью, она еще и крутилась передо мною и демонстрировала свои
новые увлечения. Может быть, не демонстрировала, а просто не скрывала. Я
пытался не встречаться с ней, но все было заполнено ею, обидой на нее,
сожалением, что все разладилось. Жил я только теми минутами, когда она
временами была со мной ласковой. Я уже не просил у нее любви, я просил помощи,
но она только говорила, что ей хорошо. Мир перестал для меня существовать,
точнее, я потерял с ним душевную связь. Свои обязанности я выполнял, но как бы
автоматически и, по-видимому, не так уж плохо. Ведь я был профессионалом
высокого класса. Кстати, во время чтения лекций я как-то успокаивался. Но
заниматься самым важным — оформлением диссертации я не мог. Кроме того, когда я
был наедине с самим собой, я все время думал о ней. Это был какой-то
калейдоскоп противоречивых мыслей, который не передать на бумаге.
Но особенно убил меня (я-то думаю, что выручил. — М.Л.) один эпизод. Не помню, что я ей сказал, может быть, просил
вернуться. Но она с раздражением мне ответила: «Я тебя никогда не любила!» Во
мне все перевернулось, ведь я многих женщин обучил просто так. Неужели она
расчетливо покупала мое внимание? У меня все помутилось».
Он говорил гораздо больше, но какой смысл все это пересказывать!
Начали мы с ним работать. Прежде всего я посоветовал ему не
строить из себя бодрячка, а ходить с таким видом, который соответствует его
настроению. Коллектив к нему хорошо относился. Конечно, никому он ничего не
рассказывал, но кто понимал, то понимал, хотя многие, как потом выяснилось, так
ничего и не поняли. В периоды, когда он ее не видел, он приходил в себя, но как
только встречался с ней, так сразу возвращался к прежнему депрессивному
состоянию. Кстати, из армии его уволили, но расставаться с ним не собирались, а
оставили работать по вольному найму и даже создали благоприятные условия для
научной работы.
Вот как описывает он один из моментов своего состояния:
«Когда я с другими — это один человек, когда с нею — совсем другой
человек. Вот если бы я с ней мог вести себя так, как веду себя с другими, то, я
думаю, она была бы со мной!»
Интересная диссоциация, но это не шизофреническое расщепление. С
большим трудом он заставлял себя работать над диссертацией и осваивать новые
методики. То ли сознательно, то ли руководствуясь каким-то чутьем, она
приходила к нему в те моменты, когда ему было хорошо. Он с энтузиазмом ей все
рассказывал, она внимательно слушала, а затем иронизировала и восторженно
рассказывала ему о своих наработках. Я посоветовал ему овладеть тем, чем
овладевала она, и перестать ей рассказывать о своих успехах. Пусть об этом она
узнает от других. Кроме того, я посоветовал ему начать хвалить все ее
разработки. (Самому превратиться в Сладкозвучную сирену, но мужского пола.) А
если будет совместная работа, занять в ней подчиненное положение: «Вы меня уже
переросли, вы молоды, можете воспользоваться авторитетом моего имени».
В конце концов, он круто пошел вверх по научной линии. С ней почти
не встречался, но мысли его она продолжала занимать, а если случайно
встречались, то тревожно билось сердце. Тогда по моему совету он стал захаживать
к ней в гости, чтобы внимательно проследить механизмы конфликта.
И вот что он мне рассказал:
«После нескольких посещений я выявил такую закономерность: я
прихожу. Встречает сирена меня ласково, я начинаю рассказывать ей о своих
успехах (конечно, не обо всех). Какое-то время она слушает меня внимательно, с
участием и восхищением. Я вхожу в раж, доволен собой до невозможности. Но вдруг
замечаю, что она начинает мне возражать. Я продолжаю отстаивать свою точку
зрения. Затем наступает момент, когда я слышу в тоне снисходительность, как
будто меня оценивает как существо низшего порядка. Затем она становится
ироничной, а еще позже — насмешливой. Инициатива от меня начинает уходить, а
настроение — падать.
Я решил быть внимательнее. В одно из посещений я успел заметить
этот переход от восхищения к мягким возражениям. И вместо того, чтобы
отстаивать свое мнение, неожиданно для нее соглашаюсь со всеми ее возражениями,
быстро прощаюсь и ухожу, так что она не успевает разрядиться. Во время прощания
я замечаю ее некоторую растерянность. Я же уходил вполне спокойным и даже
радостным. Таких посещений у меня было два. Развязка наступила на третий раз.
После того, как я согласился со всеми ее возражениями и стал прощаться, она
набросилась на меня почти с нецензурной бранью. Смысл ее заключался в том, что
я к ней прихожу, довожу ее до белого каления, а потом ухожу, не выслушав ее
возражений. Я извинился и сказал, что не могу позволить, чтобы все раздражение,
которое накопилось где-то в другом месте, выплескивалось на меня, ибо я не мог
быть источником этого раздражения. Мы ведь говорили на научные темы. И вот
только после этого я почувствовал себя свободным от нее. Она ушла и из моего
сердца, и из головы. Я теперь, проходя мимо ее дома, даже не вспоминаю о ней.
Иногда хочется зайти, да все как-то недосуг. Я, конечно, помню о ней, но не
вспоминаю».
И действительно, говорил он в это время спокойно, как бы
рассказывая о ком-то другом.
Дорогой мой читатель, если вы тоже чувствуете себя жертвами такой
Сладкозвучной сирены, то я не советую вам применять эти приемы, если вы не
прошли серьезной психологической подготовки. Да и моему подопечному не стоило
бы этим заниматься, лучше бы сделал что-нибудь для себя. Проще и экономичнее:
заняться своим делом, т.е. личностным ростом. Тогда Сладкозвучная сирена
потихонечку переместится из сердца в желудок, затем в нижнюю часть живота,
позже в малый таз. И после одного из посещений туалета вы вдруг почувствуете
большое облегчение, а может быть, даже и не заметите, как это случится.
По этому поводу я вспоминаю рассказ еще одного из моих учеников:
«У меня были очень сложные отношения со своей Сладкозвучной
сиреной, пока я не увлекся своими делами. Были и успехи, и трудности, удачи и
поражения. Однажды, когда она пела мне дифирамбы, я посмотрел на нее и подумал,
а что эта женщина делает возле меня и о чем она говорит?».
Бывают ли сладкозвучные сирены мужского пола? Да, бывают. И мучают
женщин не меньше, чем СС-женщины мужчин.
«Любовь» Старухи-у-разбитого-корыта
Такой тип можно довольно часто встретить в сексуальных отношениях
на производстве, и бояться его следует, может быть, больше всего.
Определить Старуху-у-разбитого-корыта (СУРК) можно по удивительной
покладистости и нетребовательности на заре развития отношений. Ей ничего
особенного не нужно, хоть бы новое корыто получить, а то «наше-то совсем
раскололось». Корыто дать, конечно, не жалко. Но следует помнить, что потом
захочет эта Старуха стать владычицей морскою и чтоб золотая рыбка была у нее на
посылках.
СУРК можно встретить чаще всего в производственно-сексуальных
отношениях, где Золотой рыбкой (ЗР) является директор, а СУРК — секретарь
(главный бухгалтер, юрист, иногда — водитель персональной машины или какой-либо
другой человек, которому на первых порах безгранично доверяют). Чаще ЗР бывает
мужского пола, а СУРК — женского, но может быть и наоборот. Понятно, что внешне
СУРК — весьма привлекательная женщина сексапильного типа. На первых порах она
предстает и как неплохой работник, который за относительно небольшую плату
выполняет гораздо больший объем работы. ЗР очень довольна, проникается
доверием, а СУРК постепенно все ближе и ближе подбирается к сонной артерии ЗР,
которая поначалу даже не замечает, что уже не она что-то получает от СУРК, а
старуха высасывает соки из рыбки.
Но давайте оживим ситуацию конкретным примером.
Обратился ко мне один бизнесмен с просьбой решить проблему
лично-семейного плана. Он несколько месяцев находится в любовно-сексуальной
связи со своим юристом. В ней он нашел то, чего не мог найти в своей жене:
духовную близость, общие интересы, щедрость, широту взглядов, отсутствие
предрассудков и вообще полный комплект достоинств, которые видит влюбленный в
объекте своей любви. Когда она устраивалась к нему на работу, она просила ее
принять на любых условиях, ибо считала за честь работать с таким человеком.
Зарплату он ей положил небольшую. Она не только не возражала против этого, но
просто была в восторге, что наконец-то стала работать на интересной работе под
руководством интересного человека.
Он тоже был доволен ее деятельностью, которая стала приносить
предприятию ощутимый дополнительный доход. Ни о каких сексуальных отношениях
речи не было, и хотя он знал, что у нее где-то есть любовник из его же
подчиненных, его это глубоко не интересовало. Тем не менее ее восхищение им
было ему приятно. Постепенно они психологически сближались, она становилась все
информированнее о его делах, ближайших и отдаленных планах. Он радовался, что
приобрел такого преданного работника.
Как-то они разговорились о своих личных проблемах. Она рассказала
о своих неудачах в любовных делах, он — о своих неурядицах в семейной жизни.
Вам понятно, что вскоре они оказались в одной постели. И после этого он был
какое-то время в восторге, ибо она была всем довольна и все принимала, в том
числе и его взгляды на свободу сексуальных отношений. Он был доволен, что
сексуальная близость никак не отразилась на его делах, она даже не требовала
прибавки к жалованию, но он сам стал платить ей больше, даже больше, чем работа
того стоила.
Пару раз они вместе съездили в командировку. Там он был вне себя
от счастья. После возвращения он отметил, что на лице у нее появилась тень
неудовольствия. Причина заключалась в том, что они не могли проводить вместе
ночи. Он ей обещал что-нибудь придумать, но тем не менее долгое время все
оставалось без изменений. Обстановка накалялась. Мой клиент обратился ко мне за
помощью. Он спросил у меня совета, как ему жить дальше. Я объяснил ему, что
советов не даю, предложил пройти психологическую подготовку и самому принять
решение, а когда он его примет, я помогу его безболезненно осуществить. Прошло
какое-то время. Психологическая подготовка помогла ему в делах, но решения он
так и не принял. Давление со стороны его вампира усиливалось. Она не ставила
вопроса о разводе, но просьбы, переходящие в требование, сводились к тому,
чтобы хотя бы совместно проживать. Против посещений прежней семьи, где
оставался ребенок, она не возражала.
И он решился, снял трехкомнатную квартиру, и они стали жить
вместе. Какое-то время она более или менее спокойно относилась к посещению
прежней семьи, но отношения постепенно накалялись. Он практически перестал
навещать ребенка и контактировать с женой. Но чем больше он старался угодить
ей, тем яростней были атаки на него. Как-то в его день рождения жена позвонила,
разговор продолжался недолго, носил формальный характер, но вылился в скандал
на всю ночь: «Чего она лезет в нашу семью! Как неприлично она себя ведет!»
Такие скандалы продолжались, ему все труднее становилось работать. Толку от ее
работы на предприятии становилось все меньше, а почти все заработанные деньги
оказывались в ее руках. Кроме того, она стала требовать участия в решении всех
деловых вопросов, а также права на самостоятельное принятие решений.
Далее она стала настаивать на разводе и регистрации брака. «Вдруг
с тобой что-нибудь случится, что тогда мне останется?» У него складывалось
впечатление, что его хоронят. Она стала придираться к каждому его шагу, к
каждому его слову. «Почему ты так сказал? Почему ты это сделал?» Попытка
оправдываться или что-либо объяснить приводила к скандалу на всю ночь. Он стал
похож на тень, на него жалко было смотреть. Спасал его от разорения только
высокий профессионализм, но ни о чем новом он уже думать не мог. Когда он выполнял
все ее требования, она на какое-то время становилась ласковой и приветливой,
т.е. точно такой, какой была в период налаживания отношений. Во время скандалов
она менялась даже внешне, становилась мертвенно-бледной, на лице появлялся
звериный оскал. Ну, точь-в-точь как показывают вампиров в фильмах ужасов.
«Я уже не мог быть спокоен и в те минуты, когда она была мила,
весела, ласкова и игрива. Я сквозь эту маску как бы видел тот ее вампирий
оскал. У меня сложилось впечатление, что я в тисках и любое мое движение
приводит к тому, что они сжимаются все сильнее. Я чувствовал, что я уже себе не
принадлежу. Весь смысл жизни сводился к тому, чтобы ублажать ее и не вызывать
очередного волнения, бури, шторма или тайфуна скандала».
Ну, точь-в-точь как у А.С. Пушкина, то «море (душа ЗР) слегка
разыгралось, а старуха разбранилась». «Помутилося синее море, а старуха пуще
прежнего вздурилась», «почернело синее море, а старуха словно белены объелась».
Наконец, «когда вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют», старуха
и остается у разбитого корыта. Это в сказке, а в реальной жизни ЗР нередко
гибнет или заболевает тяжелым психосоматическим заболеванием и обращается к нам
за помощью. Тогда ей удается избавиться от СУРК.
Теперь мы можем подвести итоги. Итак, лучше выявить СУРК и не
связываться с ней. А если связался, то лучше бросить после первого нового
требования, а не ждать, когда душевные тайфуны вас погубят. СУРК тоже могут
избежать своей печальной участи, если начнут жить по закону любви, т.е. быть
довольным тем, что имеют, не помышляя об ином. Тогда они перестанут быть СУРК.
Если вы внимательно прочли про Лису Патрикеевну и Сладкозвучную
сирену, то могли заметить значительное сходство в их финальных действиях. Это и неудивительно, ведь внутри они все одинаковые, это только
оболочки разные. Когда оболочка слетает, видны хищные зубы, и они обязательно
становятся похожими друг на друга. Разница только на начальных этапах, да и тут
есть сходство: на начальных этапах все они как будто удовлетворяют все твои
желания. Различие в действиях связано только с тем, что одному из них нужно
одно, другому — другое. Потому эта классификация скорее связана не столько с их
свойствами, сколько с возможностями их жертв. Так что в разных ситуациях один и
тот же любитель решать деловые проблемы за счет производственного секса может
проявлять себя то как Сладкозвучная сирена, то как СУРК, то как Лиса
Патрикеевна. Даже у банального подхалима может появиться желание вас сожрать.
Прямо как в волшебных сказках, где злой волшебник может принимать разные
образы, оставаясь по своей сути все тем же злым волшебником или, придерживаясь
нашей терминологии, вампиром.
Но главное, что в любом варианте все они, как их ни называй,
вначале вроде что-то тебе дают, а потом тебя уничтожают, питаясь твоими
психологическими соками. Более подробное, полное описание таких типов вы можете
найти в моей книге «Психологический вампиризм». Не подумайте, что я испытываю к
этим людям враждебное отношение. Мне их тоже очень жаль, так как выигрывая
тактически, они проигрывают стратегически. Их жертвы раньше обращаются за
помощью, но и они, привыкнув жить за чужой счет, рано или поздно переживают
тяжелую трагедию. В этой жизни нужно рассчитывать только на свои силы,
прибегать к помощи других людей, а не высасывать из них психологические «соки».
Все эти люди — глубокие невротики и любят они невротически.
Описание более или менее полной картины невротической «любви» вы найдете ниже.
«Любовь» невротика
Для того чтобы вы могли узнать, как выглядит любовь невротика, я
вам даю ее описание по К. Хорни с небольшими моими дополнениями.
Когда вы встречаете человека, который проявляет к вам какое-то
чувство, всегда следует знать мотив его действия. Я могу влезть на дерево,
чтобы лучше видеть окрестности или спасаясь от дикого животного. Во втором
случае у меня нет выбора. В первом случае я делаю то же для удовольствия, и я
не полезу на здание или флагшток. Во втором случае залезу куда угодно.
Если нами движет желание удовлетворить свои потребности, то мы
будем непосредственны и изобретательны. Если нами движет тревожность, то наши
чувства и действия будут навязчивыми и неразборчивыми. В первом случае мы
удовлетворяемся, во втором — успокаиваемся и обретаем уверенность.
Жажда любви при неврозах встречается часто и легко узнается. Чего
хочет невротик? Немногого: добра, помощи, совета от окружающих людей, и хочет
доставить им радость, и опасается задеть кого-нибудь. Если бы он не был
невротиком, то легко бы добился любви. Но он не осознает, что его болезненная
чувствительность, скрытая враждебность, его придирчивые требования мешают ему
достичь желаемого. Он также не может здраво судить, какое впечатление
производят на других его слова и действия и, следовательно, не понимает, почему
не может достичь желаемого. Он склонен заключать, что виноваты другие, а у него
отсутствует дар быть понятым людьми. Так он продолжает гнаться за призраками
любви.
Невротик очень ревнив, он всегда насторожен против третьих лиц.
Любой интерес объекта любви к ним невротик рассматривает как пренебрежение к
нему. Невротик любое требование интерпретирует как предательство, а любую
критику — как унижение. Невротик требует от вас совершенства. Это требование,
которое несет в себе враждебность: «Горе тебе, если ты несовершенен!»
Несовместимо с любовью использование другого человека в качестве
средства для достижения цели, т.е. для удовлетворения потребностей. Такая
ситуация прослеживается, когда человек нужен для сексуального удовлетворения
или для престижа в браке. Иногда человеку кажется, что он любит, а на самом
деле — это благодарность за восхищение. Как только им перестают восхищаться, он
рассматривает это как конец любви. Но это не означает, что любовь должна быть
целиком и полностью альтруистической и жертвенной. Чувство, которое ничего не
требует для себя, нельзя назвать любовью.
Различие между любовью и невротической потребностью в любви
заключается в том, что главным в любви является само чувство привязанности,
тогда как у невротика первичное чувство — потребность в обретении уверенности и
спокойствия, а иллюзия любви — лишь вторичное.
Если человек нуждается в чьей-то любви ради избавления от
тревожности, то он отчаянно стремится к любого рода привязанностям ради
собственного успокоения. Он лишь чувствует, что перед ним человек, которому он
доверяет или к которому испытывает слепую страсть. Но то, что ему
представляется любовью, на самом деле — реакция благодарности за проявленную к
нему доброту. Добрые отношения влиятельного лица невротик принимает за любовь к
нему, а свое отношение к нему невротик осуществляет под маской любви, хотя в
действительности это не любовь, а цепляние за других людей для удовлетворения
собственных потребностей. Так что совсем не искреннее чувство подлинной любви
обнаруживается в готовности его к резкому изменению, если не
оправдываются какие-либо его ожидания. Один из факторов, важных для нашего
понимания любви, — надежность и верность чувства — отсутствует в этих случаях.
Последний признак неспособности любить: игнорирование личности
другого, его особенностей, недостатков, потребностей, желаний, развития. Такое
игнорирование является результатом тревожности, которая побуждает невротика
цепляться за другого человека. Тонущий, пытаясь спастись, хватается за
находящегося рядом, не принимая во внимание желание или способность последнего
спасти его. Они могут прятаться за отчаянными усилиями быть внимательным и даже
жертвовать собой, но они не могут предотвратить некоторых реакций. «Преданная»
секретарша может ненавидеть начальника за чрезмерное увлечение работой.
Сверхзаботливая мать может игнорировать потребность ребенка в самостоятельном
развитии.
Невротик, средством защиты которого является стремление к любви,
вряд ли когда-нибудь осознает свою неспособность любить. Нельзя презирать
человека, не доверять ему, желать разрушить его счастье и в то же время жаждать
его любви, помощи и поддержки. Хотя невротик может иметь успех, по крайней мере
временный, получая любовь, к которой стремился, в действительности он
неспособен принять ее. Можно бы было ожидать, что он примет любую предлагаемую
ему любовь с таким горячим желанием, с каким страдающий от жажды человек
припадает к воде. Это действительно имеет место, но временно. Это происходит
потому, что в глубине души любовь либо воспринимается невротиком с недоверием,
либо она возбуждает в нем подозрительность и страх. Он не верит в это чувство,
потому что твердо убежден, что никто в действительности не может его любить.
Убеждение, что тебя не любят, родственно неспособности любить.
Поэтому он требует все новых внешних доказательств вашей любви. Он
напоминает максимальный термометр*. Любое снижение уровня любви он
рассматривает как ее отсутствие. Истинную любовь он принять не может. Вот
признаки невротической любви.
1. Невротическая любовь носит навязчивый характер. Для
невротика любовь не роскошь, не источник, а жизненная необходимость.
Почувствуйте разницу между «я хочу быть любимым и наслаждаюсь
любовью» и «необходимо, чтобы меня любили, чего бы мне это ни стоило».
Для здорового человека важно, чтобы его любили строго определенные
лица. Невротики хотят, чтобы их любили все, их желания могут распространяться
на каждого без разбора, от парикмахера или водителя такси до коллег и друзей,
поэтому они обращают внимание на тон речи, манеру говорить. Все это может
испортить им настроение и взгляд на жизнь. Невротик неспособен быть один. Когда
они одни, они чувствуют себя покинутыми, и любой контакт может принести им
облегчение. И бойтесь стать объектом любви такого человека
Иногда невротическая потребность в любви может быть сосредоточена
на одном человеке (начальнике, муже, жене, враче, друге), но и здесь имеется
парадокс. Невротик, с одной стороны, старается заполучить этого человека, с
другой — вовсе не испытывает счастья, когда находится со своим «идолом». Иногда
это приводит к смене связей. Для некоторых женщин важно само присутствие
мужчины, а не он сам, нередко они даже не получают физического удовлетворения.
_____________________________________________________________________________________
* Термометр, которым измеряется, например, температура тела. Даже
если температура окружения снизится, показатели максимального термометра
останутся на прежнем уровне.
Невротик готов платить за любовь любую цену, чаще всего Это
выливается в покорность и эмоциональную зависимость. Покорность проявляется
в том, что невротик боится сделать критическое замечание, позволяя издеваться
над собой, может не говорить о своих страданиях. Но зато какой взрыв ждет вас
потом! Он будет утверждать, что жизнь с вами была для него сплошным несчастьем.
Эмоциональная зависимость проявляется в появлении чувства, что весь мир
разлетится на куски, если невротик не получит одобрения от любимого. Кроме
того, возникает чувство обиды от такого порабощения, хотя партнер и ни при чем.
Дело в тревожности невротика. Так как любовь часто вызывает боль, то после
нескольких любовных связей невротик вообще отказывается от попыток устроить
свою личную жизнь. Иногда, чтобы заслужить любовь начальника, невротики
игнорируют свои собственные интересы, пытаясь сделать каждую встречу интересной
для начальника, развлекая его и высказывая ему восхищение.
2. Невротическая любовь ненасытна. Проявляется она в общей
жадности характера, обнаруживаясь в еде, покупках и нетерпении. Обычно жадность
вытесняется, прорываясь внезапно большим количеством покупок. В смягченной
форме она проявляется в стремлении жить за чужой счет или в более агрессивной
форме поведения человека-спрута.
Жадность проявляется в манере еды и в сновидениях с мотивами
каннибализма. Еда — наиболее доступный способ удовлетворения чувства жадности.
Жадность может проявиться и в сексуальной сфере. Жадность может проявляться в
накопительстве, приобретении одежды и осуществлении честолюбивых и престижных
целей. Сила и страстность, присущие жадности, придают ей сходство со страстью
сексуальных влечений, что свидетельствует о ее прегенитальной природе.
Жадность сразу исчезает, когда человек обретает покой,
почувствовав любовь к себе, завоевав успех, выполнив творческую работу. Когда
ты чувствуешь, что тебя любят, не хочется делать покупки. Человеку хочется
делать покупки перед выступлением, и, почувствовав себя отвергнутым, он
набрасывается на еду. Жадные люди не верят в свою способность к творчеству и
поэтому вынуждены полагаться на внешний мир для осуществления своих
потребностей. Те невротики, которые ненасытны в своей потребности в любви, обычно
проявляют ту же самую жадность в отношении материальных благ. Невротики как
доказательство любви требуют подарки, информацию или секс. В таких случаях
создается впечатление, что невротик просто хочет что-то от тебя получить и что
стремление к любви маскирует вымогательство определенных осязаемых благ или
выгод. Эти наблюдения порождают вопрос, не может ли жадность к материальным
вещам в целом являться банальной потребностью, а потребность в любви — лишь
путем к достижению этой цели. Вообще стремление к обладанию является одной из
фундаментальных форм защиты от тревожности.
По отношению к любви можно выделить три группы невротиков. Одна
группа действительно стремится к любви, в какой бы форме она ни проявлялась
и какие бы методы ни применялись для ее достижения. Невротики второй группы стремятся
к любви, но если терпят неудачу (а, как правило, они обречены на неудачу),
полностью отстраняются от людей и не идут на сближение с другим человеком, а
концентрируют свои усилия на чем-нибудь другом: испытывают навязчивую
потребность в вещах, еде, покупках, чтении и т.п. Иногда после любовной неудачи
они начинают прибавлять в весе. В этой группе личностные отношения нарушены
более глубоко, — но все же они еще желают любви и осмеливаются стремиться к
ней.
Третья группа невротиков
травмирована столь сильно, что они не верят в любовь, они просто хотят, чтобы
им не причиняли вреда.
Различия могут быть суммированы следующим образом: ненасытность в
любви; потребность в любви чередуется с жадностью; отсутствие явно выраженной
потребности в любви в сочетании с общей жадностью. Формы проявления
ненасытности: ревность и требование абсолютной, безусловной любви.
«Вы должны любить исключительно меня», «Какой толк, что вы
относитесь ко мне по-доброму, если вы точно так же относитесь и к другому», —
вот типичные высказывания невротика.
Формула абсолютной, безусловной любви такова: «Я хочу, чтобы меня
любили за то, что я есть, а не за то, что я делаю».
Во-первых, это требование невротик понимает буквально, не допуская
никаких условий и оговорок. Это требование предполагает, чтобы его любили,
несмотря на самое вызывающее поведение. Пациент будет говорить, что очень легко
любить приятного, милого человека, но что любовь должна доказать свою
способность выносить любое поведение того, кого любишь. Любая критика
воспринимается как отказ от любви. У пациента возникает негодование при намеке,
что нужно что-нибудь изменить в своей личности. Во-вторых, требование
абсолютной любви включает в себя желание быть любимым, ничего не давая в замен.
Это желание обязательно, потому что невротик неспособен проявлять любовь или
испытывать какую-то теплоту. В-третьих, он хочет, чтобы его любили, не получая
никакой выгоды. Данное желание обязательно, потому что любое преимущество или
удовлетворение, получаемое в этой ситуации другим человеком, тут же возбуждает
подозрение невротика в том, что другой человек любит его ради получения этого преимущества или удовлетворения. В ходе лечения они жалеют
о том удовлетворении, которое получает врач, и срывают лечение. Невротики плохо
расплачиваются. Им трудно преподносить подарки. Они умаляют помощь, которую
получают.
Наконец, требование абсолютной любви включает в себя желание
принимать жертвы. Эти жертвы могут быть связаны с деньгами, временем или
затрагивать убеждения и личностную целостность. Такое требование включает в
себя полное самоотречение. Матери ожидают, что дети откажутся от личной жизни.
Одна из выпускниц нашего университета была расстроена тем, что мать запретила
ей выйти замуж за выпускника военного училища, который был распределен на
Дальний Восток. «Я посвятила тебе всю свою жизнь. Если ты уедешь, я покончу
жизнь самоубийством».
Невротик абсолютно не осознает, насколько он требователен.
По-видимому, никто не в состоянии допустить в сознание мысль: «Я хочу, чтоб ты
жертвовал собой ради меня, не получая ничего взамен». Невротик может
притвориться больным и требовать жертв.
Пути достижения любви у невротической личности весьма
изобретательны. Трудно описать чувствительность невротика к отвержению.
Изменение времени свидания, ожидание, отсутствие немедленного отклика,
несогласие с их мнением, любое невыполнение их желания, любая осечка
воспринимаются как резкий отказ, а отказ отбрасывает их к тревожности и
воспринимается как унижение. Отсюда взрывы враждебных чувств, так что они
становятся холодными и индифферентными, даже если несколько минут назад могли с
нетерпением ожидать встречи.
Страх отвержения может вести к ряду строгих внутренних запретов,
относящихся к категории робости. «Люди не любят меня, поэтому мне лучше стоять
в сторонке и таким образом защищать себя от любого отвержения». Страх
отвержения стоит непреодолимым препятствием на пути к любви. Возникает
«порочный круг»: те средства, которые служат успокоению от тревожности,
порождают эту тревожность. Это немного напоминает алкоголизм. Алкоголик пьет,
чтобы успокоиться, но после пьянки проблем становится еще больше.
Образование порочных кругов объясняет, почему несчастье
прогрессирует, хотя обстоятельства не меняются в худшую сторону. Сам невротик
их не осознает и чувствует себя как бы в западне. Любой путь, который
представляется выходом из тупика, ввергает его в новые опасности. Невротик ищет
пути, на которых может получить любовь. При этом ему надо решить две проблемы:
как получить необходимую ему любовь и обосновать для других и для себя
требования такой любви. К. Хорни описывает 4 способа получения такой любви: подкуп,
взывание к жалости, призыв к справедливости и угрозы.
*Подкуп протекает по формуле: «Я люблю тебя больше всего на
свете, поэтому ты должен отказаться от всего ради моей любви». Такая тактика
чаще используется в нашей культуре женщинами, проявляясь в преданности, за
которой скрываются враждебность и страх потери. Потом она убеждает себя, что
находится под влиянием «сильной страсти». Легко быть бескорыстным, когда тебе
нечего дать. Еще одно средство подкупа — понимание человека, помощь в его
умственном и профессиональном росте.
* Взывание
к жалости: «Вы должны любить меня, потому что я страдаю и беспомощен», а
само страдание дает право выдвигать чрезмерные требования. Невротик может
вымогать благорасположение, ставя себя в бедственную ситуацию, вынуждающую нас
оказывать ему помощь.
* Призыв
к справедливости: «Вот что я сделал для вас; а что вы сделаете для меня?»
Люди такого типа часто высказывают готовность помогать другим, тайно ожидая,
что получат все, что пожелают, и испытывают серьезное разочарование, если этого
не происходит. Их навязчивая щедрость имеет магический жест. Они делают для
других то, что хотели бы сами получить от других. В основе такого призыва лежит
то, что сделал бы невротик для других, если бы имел такую возможность.
Представление, которое он имеет о своих качествах, является бессознательным
приписыванием себе того поведения, которое он ждет от других. Однако это не
откровенный обман, ибо невротик обладает определенной склонностью к
самопожертвованию. Враждебность, которая может присутствовать в призыве к справедливости,
выдвигается на основе необходимости возмещения якобы нанесенного вреда. Формула
здесь такова: «Вы заставили меня страдать или причинили мне вред, и поэтому вы
обязаны мне помогать, заботиться обо мне или поддерживать меня».
*
Угрозы. Когда вышеописанные пути не срабатывают, невротик
прибегает к угрозе испортить репутацию, покончить жизнь самоубийством или
тяжело заболевает и тем самым вынуждает других заботиться о нем.
Приведу один пример.
Один довольно крупный специалист в своей области из жалости взял к
себе на временную работу секретаршу, одну из своих способных учениц, человека с
искалеченной судьбой, с условием, чтобы она сохранила за собой место своей
постоянной работы. На первых порах она стала очень активно и интенсивно
работать, а вскоре он был без нее как без рук (подкуп). Через несколько
месяцев, не выдержав ее сексуальных провокаций, он сошелся с ней. Она сразу же
стала хуже работать и требовать, чтобы он разошелся со своей женой и оформил
брак с ней. Начались трения, а секс прекратился. Тогда она приступила ко
второму этапу — взыванию к жалости. Это эффекта не дало. Во время одной из
разборок он упрекнул ее в плохой работе на производстве. Она оправдалась тем,
что остальную зарплату отрабатывает в постели, и стала взывать к справедливости.
«Я здесь сижу и привлекаю вам клиентов. Без меня вы бы давно уже прогорели. А
что вы делаете для меня?» Тогда он отстранил ее от работы. Дело его, конечно,
не прогорело. Тогда она уволилась с основной работы и стала требовать денег на
содержание, угрожая то самоубийством, то тем, что выдаст некоторые секреты его
работы, связанные с уплатой налогов. При этом было сказано, что им вдвоем нет
места на земле.
Вот вам и негативные последствия производственного секса.
Сексуальность в невротической потребности в любви играет
определенную роль. Повышенная потребность в любви столь постоянно представляет
собой результат тревожности, что ее вполне можно рассматривать как сигнал
неблагополучия, указывающий на то, что тревожность близка к выходу наружу и требует
успокоения. Так муж может навязчиво льнуть к своей жене, быть ревнивым
собственником, идеализировать и восхищаться ею, хотя в глубине души может
бояться и ненавидеть ее. О чрезмерно сильной преданности, маскирующей
ненависть, оправданно говорить как о «гиперкомпенсации». Так за «большой
любовью» иногда скрывается прямая противоположность.
Существует категория лиц, отношения с которыми всегда носят
сексуальную окраску. К первой группе относятся лица, которые непрерывно
переходят от одной сексуальной связи к другой. Если они вне сексуальной связи,
они чувствуют себя незащищенными. Если нет секса, то они создают вокруг себя
эротическую атмосферу в отношениях с другими людьми независимо от того,
чувствуют ли они к ним особую привязанность или нет. Вторая группа относится
к категории лиц, играющих в психологическую игру «Отвяжись дурень, или динамо».
Сексуальные связи у них ограничены из-за внутренних запретов. Представители третьей
группы с еще большими внутренними запретами легко возбуждаются сексуально,
в каждом человеке противоположного пола видят потенциального сексуального
партнера (эта группа потенциально подвержена стремлению к мастурбации). Общая
черта для всех групп — неразборчивость в выборе партнеров и навязчивая природа
сексуальных потребностей. Но если им предлагают любовь, они могут прийти в
смятение. Сексуальные отношения снимают не только сексуальное напряжение, но и
служат единственной формой установление человеческого контакта. Иногда
встречается неразборчивость в выборе пола партнера. Люди этого типа могут
безумно влюбиться в начальника, «звезду», своего лечащего врача, пылко требуя
ответной любви. Если в реальности их любовь не находит отклика, то она
воплощается в сновидениях. При этом сексуальная привлекательность партнера не
играет никакой роли, это свидетельствует об особенно глубоких нарушениях в его
личных отношениях. То, что представляется как сексуальность, имеет мало общего
с ней, а является выражением желания получить успокоение. Я хочу предупредить
тех, кто считает себя сексуально привлекательными, основываясь на встречах с
подобными лицами. Тревожность усиливает сексуальность. И не следует
интенсивность сексуальных влечений приписывать темпераменту, скорее — тревоге.
Человек, нуждающийся в сексуальности как в средстве успокоения, не может
терпеть даже кратковременного полового воздержания. И отдается такой человек не
вам, а делает это ради себя, а вас использует как психологическое лекарство.
Здоровый человек не испытывает сексуального беспокойства. Он занят делом, а
сексуальное возбуждение возникает при возможности его удовлетворения.
В настоящее время, к сожалению, значительная часть сексуальной
активности является скорее выходом для психологических напряжений, чем
подлинным сексуальным чувством, и поэтому должна рассматриваться как средство
успокоения, а не как подлинное сексуальное наслаждение и счастье.
Это имеет место не только в семье, но и на производстве.
Семейный ад
...Оставит человек отца своего и мать
свою и прилепится к жене своей;
и будут одна плоть.
(Быт. 2, 24)
Когда мне было лет 20, в одной из газет я прочел интервью с видным
ученым, академиком. Своей успех он объяснил тем, что рано, лет в 18, женился, и
вообще тем, что у него была хорошая семья. Под влиянием своей среды, наглядных
примеров и множества рассказов у меня уже тогда сложилось твердое убеждение,
что семья может только помешать карьере, а жениться следует лет в 30, когда уже
занял свое место под солнцем. Должен сказать, что академик меня не переубедил,
а зря. Женился я в соответствии со своими установками, так ничего путного и не
добившись. Все успехи ко мне пришли, когда я стал семейным человеком, и только
тогда я понял, насколько прав был тот академик. Но правы были и те, кто
тяготился своей семейной жизнью, ибо у многих в семье обстановка стоит иногда всех
девяти кругов ада, к которой многие притерпелись и сами не понимают, насколько
плохо они живут. Осознавать они начинают это только после того, как удается
наладить семейные отношения, пройдя чистилище психологических тренингов и
добившись райской обстановки в семье.
Эту главу я хочу начать с того, как библейский мудрец Соломон и
вообще Библия оценивали роль жены в семье:
«Тремя я (Премудрость) украсилась пред Господом и людьми: это
единомыслие между братьями и любовь между ближними, и муж, и жена,
согласно живущие между собой. И три рода людей возненавидела душа моя...
надменного нищего, лживого богача и старика-прелюбодея, ослабевающего в
рассудке. Чего не собрал ты в юности, — как же можешь ты приобрести в старости
твоей» (Сир. 25, 1—5). «Можно перенести всякую рану, только не рану
сердечную, и всякую злость, только не злость женскую» (Сир. 25, 17).
«Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою.
Злость жены изменяет взгляд ее и делает лице ее мрачным, как у медведя. Сядет
муж среди друзей своих и, услышав о ней, горько вздохнет. ...Сердце
унылое, и лице печальное, и рана сердечная — злая жена. Не давай воде выхода,
ни злой жене — власти; если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти
твоей» (Сир. 25, 18—21, 28, 29).
«Счастлив муж доброй жены, и число дней его — сугубое. Жена
добродетельная радует своего мужа, и лета его исполнит миром: добрая жена —
счастливая доля..; с нею у богатого и бедного — сердце довольное и лице во
всякое время веселое. Где нет ограды, там расхитится имение; а у кого
нет жены, тот будет вздыхать, скитаясь: ибо кто поверит вооруженному
разбойнику, скитающемуся из города в город? Так и человеку, не имеющему
оседлости и останавливающемуся для ночлега там, где он запоздает» (Сир. 36,
27—29).
«Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов; уверено в
ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а
не злом, во все дни жизни своей. Миловидность обманчива и красота суетна; но
жена, боящаяся Господа, (т.е. мудрая, ибо «премудрость начинается со страха
Господня». — М.Л.) достойна хвалы» (Прем. 31, 10—12, 30).
Одно я только хочу подчеркнуть. Библию писали мужчины, зараженные
идеей патриархата. Здесь женщина представляется как придаток мужчины. Мы же,
сторонники равноправия, можем сказать, что это также верно и для женщины.
Счастлива она будет только в том случае, если ей повезет с мужем. А семейные
обязанности в идеальной семье распределяются в зависимости от склонностей
супругов.
Жизнедеятельность человека проходит в группах. Есть группы
производственные, где человек зарабатывает на хлеб насущный. Некоторые
собираются для того, чтобы выпить (алкогольные группы). Некоторых притягивает
друг к другу общее увлечение, хобби. Группы формируются в местах отдыха и
учебы, но самая главная группа — производственная, она важна для выживания
индивида. На втором месте стоит семейная группа, необходимая для выживания рода
человеческого. Все свои потребности человек может удовлетворить в этих группах.
Если у него есть еще третья группа, то можно предположить, что у него плохи
дела или на производстве, или в семье, или и там, и там одновременно.
Семья — это своеобразная группа: здесь секс и работа как бы 51 на
49, по крайней мере, так должно быть. К сожалению, во многих семьях секс
постепенно теряет контрольный пакет акций. От него на незаконных основаниях
пытаются урвать кусок друзья и дальние родственники, на законных основаниях и
чрезмерно большой кусок — родители, затем — и тоже на законных основаниях —
забирают дети, иногда что-то отрывает для себя и производство, секс почти
полностью вытесняется из семейной жизни или замещается постоянными скандалами.
Следует учесть, что изгнать секс из семьи невозможно, да и не стоит. Он на
какое-то время может уйти на производство, но все равно возвращается в семью в
извращенных формах. Семья является одной из двух составляющих счастья человека.
Кто-то очень удачно сказал: «Счастье — это тогда, когда утром хочется идти на
работу, а вечером — домой». Так вот, домой часто идти не хочется. По нашим
данным, жизнь в семье превращается в сплошной ад. Известно, что у нас в России
более 1000 женщин в год погибают от рук своих мужей и
сожителей. Но мы видим только надводную часть этого айсберга, девятый круг ада.
Я же в этой главе хочу показать, что делается на более низких кругах, описанных
Данте в известном произведении «Божественная комедия». В этих кругах люди
привыкли к серости и сырости семейного существования (первый круг), или
сексуальной озабоченности (второй круг), утверждаются в гордыне, зависти,
алчности (третий круг). В семье мы видим примеры скупости и растрат. А это уже
четвертый круг. В пятом круге семейного ада мучаются люди от гордецов, гневных
и сухих сердцем. Есть семьи, живущие и в седьмом (насильники) и в восьмом
(обманщики) кругах. Стоны и мучения этих людей часто не доходят до
общественного сознания. Многие так притерпелись к семейным мукам, что даже не
осознают, что живут в аду. А весь этот ад из-за неналаженности сексуальных
отношений и производства в семье.
А теперь я хочу
сделать небольшое теоретическое отступление и поговорить о семье вообще и об
аналогах сексуальных отношений в семье. Может быть, это поможет вам, мой
дорогой читатель, если вы недовольны вашей семейной жизнью, выбраться из этого
ада. Материальных затрат для этого не требуется. Более того. Нахождение в аду
забирает много не только физических и моральных сил, но и материальных средств.
Выход же из Ада не требует материальных затрат. Необходима лишь добрая воля и
не очень тяжелая, методичная работа по налаживанию межличностных и сексуальных
отношений.
