Здравствуйте!
Счастья всем здоровья и любви в новом году!!!
Вы удивитесь, но больше всего в жизни, я благодарен за самое страшное и не
приятное событие в моей жизни. Мне поставили безнадёжный диагноз. Сначала в
моей жизни наступила пустота и апатия, это был тяжёлый отрезок моей жизни, но я
его пережил. Потом я подумал, раз мне немного осталось жить, надо хоть, что-то
успеть в этой жизни. Я стал спешить жить, я стал ценить каждую минуту. Я решил
понять себя, докопаться до того что же значит настоящее счастье. Я много раз
анализировал тот момент, когда я заболел, я как будто сделал это специально, не
случись этого, я прожил бы банальную, не интересную и никчёмную жизнь. Я не
считаю, что это выход и что это хорошо, я просто пишу про себя. У каждого свой
стимул и свои причины, поменять свою жизнь. Я хочу всех успокоить, что медицина
очень продвинулась с тех пор и сейчас я могу прожить вполне полноценную и
насыщенную жизнь. Спасибо врачам они очень добросовестно делают своё дело! Как
говорит всем известный Владимир Владимирович. – Не дождётесь. : )
Что я заметил за этот период, что те мои друзья, которые вполне здоровы, у
которых нет серьёзных болезней, они так живут, будто у них в запасе ещё семь
жизней, или как будто им на свою жизнь наплевать. У некоторых из них, за последние
5 – 7 – 10 лет так не чего и не изменилось. Какой смысл в этой жизни я не
понимаю. Я не хочу ни кого обидеть. Я просто отражаю реальность на своей
страничке такой, какой я её вижу. Но ведь эта реальность в наших руках и только
мы в силах её изменить!
Наше тело, наша личность, как корабль, у некоторых этот корабль просто
болтается по волнам, куда ветер подует туда его и несёт, без особой цели и
смысла, некоторые имеют какое то направление, некоторые зацепились за другими
кораблями и преследуют их, а есть корабли, которые ищут своё собственное
счастье, по дороге помогая другим попавшим в беду кораблям. И капитан на нашем
корабле это душа, компас который указывает нам направление это сердце, а боцман
или штурман, который помогает, не заблудится это наш мозг. Всё в нашем корабле
важно и всё имеет значение. Главное не ошибиться с курсом и всегда его
подправлять. Желаю вам найти ту гавань, где вы будите, по-настоящему счастливы.
Сейчас очень хорошую книгу читаю, делюсь Эрих Фромм «Иметь или быть?»
Рассматривая связь между собственностью и свободной, Экхарт
подходит к проблемам обладания на другом уровне. Свобода человека ограничена в
той степени, в которой он привязан к собственности, к работе и, наконец, к
своему "я". Будучи привязаны к своему собственному "я"
(Квинт переводит встречающееся в первоисточнике средненемецкое Eigenschaft как
lchbindung, или lchsuch, "привязанность к своему "я", или
"эгомания"), мы стоим у себя на пути, наша деятельность бесплодна, мы
не реализуем своих возможностей полностью [Quint D.P.T. Введение, с.29].
По-моему, совершенно прав Д.Мит, когда утверждает, что свобода как условие истинно
плодотворной деятельности - это не что иное, как отказ от своего "я",
точно так же, как любовь в понимании апостола Павла свободна от какой-либо
привязанности к самому себе. Быть свободным от всех пут, от стремления к наживе
и приверженности к своему "я" - это и есть условие истинной любви и
творческого бытия. Согласно Экхарту, цель человека - избавление от уз,
привязывающих нас к своему "я", от эгоцентризма, от такого способа
существования, когда главным является обладание
- только при таком условии и можно достичь всей полноты бытия.
Ни у одного автора я не обнаружил такого сходства с моими мыслями относительно
взглядов Экхарта на природу ориентации на обладание, как у Д.Мита [1971].
Говоря о Besitzstruktur des Menschen ("собственнической структуре
людей"), он имеет в виду то же (насколько я могу судить об этом), что и я,
когда говорю о "модусе обладания" или о "структуре существования
по принципу обладания". Он ссылается на понятие Маркса
"экспроприация", когда говорит о преодолении своей внутренней собственнической
структуры, и добавляет, что это и есть самая радикальная форма экспроприации.
При ориентации на обладание имеет значение не то, что является объектом
обладания, а наша общая установка. Вещи, которыми мы пользуемся в повседневной
жизни, недвижимость, обрядность, добрые дела, знания и мысли - все может стать
объектом вожделения. И хотя сами по себе эти "предметы" не
"плохи", они становятся таковыми; это значит, что когда мы цепляемся
за них, когда они становятся оковами для нашей свободы, тогда они препятствуют
нашему самовыражению.
Обсуждая проблему собственности, нельзя забывать, что основной тип
отношения к собственности, характерный для XIX в., после первой мировой войны
начал постепенно исчезать и в наши дни стал редкостью. В прежние времена
человек относился к своей собственности бережно и заботливо и пользовался ею до
тех пор, пока она могла ему служить. Покупая что-либо, он стремился сохранить
покупку как можно дольше, и лозунгом XIX в. вполне мог бы быть такой: "Все
старое прекрасно!" В наше время акцент перенесен на сам процесс
потребления, а не на сохранение приобретенного, и сегодня человек покупает,
чтобы в скором времени эту покупку выбросить. Попользовавшись своим
приобретением, будь то автомобиль, одежда или безделушка, в течение некоторого
времени, человек устает от нее и стремится избавиться от "старой"
вещи и купить последнюю модель. Приобретение - временное обладание и
пользование - выбрасывание (или, если возможно, выгодный обмен на лучшую
модель) - новое приобретение - таков порочный круг потребительского
приобретения. Лозунгом сегодняшнего дня поистине могли бы стать слова:
"Все новое прекрасно!"
По моей оценке, число молодых людей (а также людей старшего
возраста), действительно желающих изменить свой образ жизни и заменить
установку на обладание установкой на бытие, отнюдь не сводится к немногим
отдельным индивидам. Я полагаю, что множество индивидов и групп стремятся к
тому, чтобы быть,
выражая тем самым новую тенденцию к преодолению свойственной большинству
ориентации на обладание, и именно они являют собой пример исторического
значения. Уже не впервые в истории меньшинство указывает путь, по которому
пойдет дальнейшее развитие человечества. Тот факт, что такое меньшинство
существует, вселяет надежду на общее изменение установки на обладание в пользу
бытия. Эта надежда подкрепляется факторами, которые и обусловили возможность
возникновения этих новых установок - ими являются такие едва ли обратимые
исторические перемены, как крах патриархального господства над женщиной и
родительской власти над детьми. И так как политическая революция XX в. -
русская революция - потерпела неудачу (окончательные итоги китайской революции
еще рано подводить), то единственными победоносными революциями нашего века,
хоть и не вышедшими еще из начальной стадии, можно считать революции женщин и
детей, а также сексуальную революцию. Их принципы уже проникли в сознание
огромного множества людей, и в их свете прежняя идеология представляется с
каждым днем все более нелепой.
Если
собственность каждого является функциональной и личной, то тот факт, что один
имеет больше, чем другой, не представляет социальной проблемы: между людьми не
возникает зависти, так как собственность не имеет существенного значения. В то
же время те, кто выступает за равенство и ратуют за то, чтобы доля каждого в
точности равнялась доле любого другого человека, тем самым показывают, что их
собственная ориентация на обладание столь же сильна, хотя они и пытаются
отрицать ее путем демонстрации своей приверженности идее полного равенства. За
этой приверженностью просматривается истинная мотивация их поведения - зависть.
Те, кто требуют, чтобы никто не имел больше, чем другие, таким способом
защищают самих себя от зависти, которую они стали бы испытывать, если бы
кто-нибудь другой имел что-нибудь хоть на унцию больше, чем они сами. Важно то,
чтобы не было ни роскоши, ни нищеты; однако равенство не должно сводиться к
количественному уравниванию в распределении всех материальных благ; равенство
означает, что разница доходов не должна превышать определенного уровня,
обусловливающего различный образ жизни для разных социальных групп.
Экзистенциальное обладание
Для более полной характеристики описываемого в данной работе
принципа обладания следует сделать одно уточнение и рассмотреть функцию экзистенциального обладания.
Для существования людей и их выживания необходимо, чтобы они имели и сохраняли
определенные вещи, заботились о них и пользовались ими. Это относится к нашему
телу, пище, жилищу, одежде, а также требующимся для удовлетворения наших
потребностей орудиям производства. Такое обладание можно назвать
экзистенциальным, потому что оно коренится в самих условиях существования
человека. Оно представляет собой рационально обусловленное стремление к
самосохранению, в отличие от характерологического
обладания - страстного желания удержать и сохранить, о котором
шла речь до сих пор и которое не является врожденным, а возникло в результате
воздействия социальных условий на биологически заданный человеческий вид.
Если экзистенциальное обладание не вступает в конфликт с бытием,
то характерологическое вступает в такой конфликт с необходимостью. Даже те, кого называют "справедливыми" и
"праведными", должны иметь желание экзистенциального обладания,
поскольку они люди, в то время как средний человек желает обладать и в экзистенциальном
и в характерологическом смысле (см. обсуждение экзистенциальной и
характерологической дихотомий в моей книге "Человек как он есть").
Что такое модус бытия?
В нашей культуре модус обладания встречается гораздо чаще, чем
модус бытия, и поэтому большинство людей о первом знают больше, чем о втором.
Однако не только данный факт, но и сама природа различия между этими двумя
способами существования затрудняет определение модуса бытия по сравнению с
модусом обладания.
Обладание относится к вещам
- они стабильны и поддаются описанию; бытие же относится к
человеческому опыту,
который в принципе описать невозможно. Полностью поддается описанию лишь наша
persona - маска, которую носит каждый из нас, "я", которое мы
представляем, - так как эта persona есть вещь. Живое же человеческое существо -
это не мертвый, застывший образ и потому не может быть описано как вещь.
Фактически живое человеческое существо вообще невозможно описать.
Действительно, обо мне, моем характере, моей общей жизненной ориентации можно
сказать многое; можно глубоко проникнуть в понимание моей психической
структуры. Но ведь я, вся моя индивидуальность, все присущее мне своеобразие,
которое столь же уникально, как и отпечатки моих пальцев, никогда не смогут
быть полностью постигнуты даже с помощью эмпатии, поскольку двух идентичных
людей не существует1. Барьер разобщенности мы - я и другой человек -
можем преодолеть лишь в процессе живой взаимосвязи, так как мы оба участвуем в
круговороте жизни. Но полное отождествление друг с другом недостижимо никогда.
Даже единичный поведенческий акт нельзя описать исчерпывающим
образом. Пытаясь описать улыбку Моны Лизы, можно написать целые страницы, а
запечатленная на картине.
Подобная ограниченность характерна даже для самой лучшей
психологии. Подробно этот вопрос рассмотрен в моей статье "06 ограничениях
и опасностях психологии" [1959], где сравниваются "негативная психология"
и "негативная теология". Улыбка так и останется неуловимой, но не
потому, что она так "загадочна". Загадочна улыбка каждого человека,
если только это не заученная, искусственная улыбка на рекламном плакате.
Невозможно точно описать выражение интереса, энтузиазма, любви к жизни,
ненависти или нарциссизма, как и все многообразие выражений лица, походок, поз
и интонаций, характеризующих людей.
Быть активным
Предпосылками модуса бытия являются независимость, свобода и
наличие критического разума. Основная характерная черта модуса бытия - это
активность, но не внешняя - в смысле занятости, а внутренняя, означающая
продуктивное использование своих человеческих потенций. Быть активным - значит
дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих
дарований, которыми - хотя и в разной степени - наделен каждый человек. Это
значит обновляться, расти, изливать свои чувства, любить, вырваться из рамок
своего изолированного "я", испытывать глубокий интерес (к окружающему
миру), страстно стремиться к чему-либо, отдавать. Но ни одно из этих
переживаний не может быть выражено полностью с помощью слов. Слова - это
сосуды, наполненные переживаниями; они лишь обрисовывают некое переживание, но
сами этим переживанием не являются. В тот момент, когда с помощью мыслей и слов
я выражаю то, что испытываю, само переживание уже исчезает: оно иссушается,
омертвляется, от него остается одна лишь мысль. Таким образом, описать бытие
словами невозможно, к нему можно лишь приобщиться, разделив собственный опыт. В
структуре обладания правят мертвые слова, в структуре бытия - живой невыразимый
опыт (и, разумеется, живое и продуктивное мышление).
Вероятно, модус бытия лучше всего можно описать символически, как
это предложил мне Макс Хунзигер: синий стакан мы видим синим, когда через него
проходит свет, именно потому, что все другие цвета, кроме синего, он не
пропускает, т. е. поглощает. Следовательно, он не задерживает синие волны не по
признаку того, что сохраняет, а по признаку того, что через себя пропускает.
Новый способ существования - бытие - может возникнуть лишь тогда,
когда мы начнем отказываться от обладания, т. е. небытия; это значит, что мы
прекратим связывать свою безопасность и чувство идентичности с тем, что имеем,
перестанем держаться за свое "я" и свою собственность.
"Быть" - значит отказаться от своего эгоцентризма и себялюбия или, по
выражению мистиков, стать "незаполненным" и "нищим".
Однако для большинства людей отказаться от ориентации на обладание
невероятно трудно; любая такая попытка вызывает у них сильное беспокойство: им
представляется, что они лишились всего, что давало им ощущение безопасности,
что их, не умеющих плавать, бросили в пучину волн. Им тяжело понять, что,
отбросив костыль, которым служит для них их собственность, они начнут
полагаться на свои собственные силы и ходить на собственных ногах. От
решительного шага их удерживает иллюзия, будто они не смогут ходить
самостоятельно, будто они рухнут, если не будут опираться на вещи, которыми они
владеют.
