Здравствуйте друзья!!!
Почему затишье сам не знаю, первое, что пришло в голову. Наверно
потому, что мыслей никаких нет. Решил поделиться тем, что читаю: «Бинтование
душевных ран» М.Е.Литвак, Е.В.золотухина-Аболина, М.О.Мирович.
ПСИХОТЕРАПЕВТ:
АНГЕЛ ИЛИ ДЕМОН
Ну,
действительно, если человек всегда бодр и здоров, если все компенсаторные
механизмы стоят у него «на автомате», а оптимизма хоть отбавляй, то с чего это
вдруг он начнет раздумывать над чужими депрессиями? Да не верит он в эти депрессии
вообще! Ему кажется, что народ не тоскует, а просто прикидывается, чтобы
голову поморочить.
«Какие
проблемы? Устал — отдохни! Затосковал — ложись спать, утро вечера мудренее!
Умер любимый человек? Поплачь, на то и слезы. А поплакал — живи дальше. Закон
такой: Бог дал — Бог взял. Не держись за ноги покойника! Говоришь, не
красавица? Известное дело, не родись красивой, а родись счастливой. И вообще мы
сами своего счастья кузнецы!» Вот такая без всяких знаний, на одной лишь
народной мудрости естественная самоподдержка.
Начнем с того, что талантливый психотерапевт —
такая же ценность и редкость, как по-настоящему талантливый художник или поэт,
как одаренный ученый-исследователь или выдающийся организатор. Знаменитые
западные психотерапевты, такие как К. Юнг, В. Сатир, Э. Берн, К. Хорни, Ф.
Перле, А. Лоуэн, М. Эриксон, несомненно, обладают поистине даром Божьим, тем
особым свойством натуры, которое дает им возможность оказывать благотворное
действие уже самим своим присутствием. Это люди, с которыми просто хорошо
находиться рядом, они вселяют в пациента спокойствие и настроенность на
лучшее. Методики, применяемые одаренными психотерапевтами, конечно, играют в
их работе свою роль, но не составляют главного. Этим главным и определяющим
является «магия личности», прямой контакт. Психотерапевты такого уровня могут
менять, совершенствовать, упрощать свои методы работы, заимствовать чужие
приемы, развиваться и меняться, но их благотворное воздействие на чужое
сознание неизменно остается мощным. Такое воздействие не может быть
симпровизировано любым другим человеком, не может быть скопировано и
механически заимствовано. Как всякий талант оно неотъемлемо от данной индивидуальности,
принадлежит ей как атрибут.
Однако
у выдающихся, блистательных психотерапевтов можно учиться. Можно отслеживать
формы и способы их поведения, их систему самоконтроля и самонастройки на
работу, их отношение к пациентам. Чаще всего они возглавляют целые теоретические
и практические направления, давая возможность своим ученикам, читателям и
почитателям усвоить тот метод, который они выработали, и который ведет к
успеху.
Ориентация на пациента.
Хороший
психотерапевт занят не собственным самоутверждением, а интересами человека,
который пришел к нему со своей бедой, поэтому он не использует директивный
стиль и авторитарное давление. Грубость, ёрничество, язвительность, театральный
драматизм, так же, как и безразличие, остаются за дверями врачебного кабинета.
В
то же время добрый психотерапевтический ангел при помощи различных
психологических приемов стремится уберечь пациента от избыточной привязанности
к постоянной помощи. Он мягко напоминает, что в результате работы пациент
должен «ходить своими ногами», сам справляться с психологическими коллизиями,
а не находиться в рабской зависимости от своего душевного наставника.
«Психотерапия
направлена в первую очередь на улучшение способности пациента решать свои проблемы.
Это должно позволить ему стать в конце психотерапии своим собственным
психотерапевтом»
Такое
прояснение требует исходного равенства, уважения и внимания к тому, кто
обратился за помощью. У психотерапевта нет никакого заведомого превосходства
перед пациентом, он не выступает ни в роли Бога, ни в роли всесильного мага. На
его стороне лишь профессионализм, который он должен пустить в ход, чтобы
оказать востребованную помощь.
Но
если диалог ведут не могучий Учитель и робкий Ученик, а партнеры, пациенту
должна быть предоставлена инициатива. Он может не только жаловаться и
повествовать о своих заботах, но и выдвигать версии собственных проблем: как
они возникли, каковы механизмы их развертывания, каким образом можно пытаться
с ними справиться. Сколь дилетантскими не были бы эти суждения, они позволяют
уяснить логику мышления человека и усмотреть ее ведущие моменты. Все это помогает
психотерапевту предложить пациенту такую стратегию решения проблемы, которая не
вызовет у него психологического отторжения и будет принята.
Третий
фактор предлагает потенциальным пациентам разные методики для работы с
собственным сознанием, а точнее — с собственным внутренним миром. С ее
помощью человек может самоизлечиться, самовосстановиться, побороть тревогу и
тоску. Человек может быть сам себе психотерапевтом по одной простой причине,
открытой в XX веке таким направлением в изучении сознания, как феноменология:
он, человек, сам приписывает всему смыслы.
Как
показала феноменология, с которой тесно связаны многие направления современной
психотерапии, смысл не равен ни вещи, ни образу вещи, ни обстоятельствам, ни
фотографическому отображению этих обстоятельств. Смысл — это то значение, та
значимость, которую мы приписываем событиям, ситуациям, словам, чужому
поведению или собственному облику. Смысл отвечает на вопросы «зачем?», «ради
чего?», «в каком контексте?» Разумеется, смыслы мы не изобретаем полностью
сами, не вылавливаем из пустоты, они явно и скрыто присутствуют в культуре,
которая дает нашему сознанию жить и развиваться. Но придать чему-либо смысл мы
можем только сами, найдя его в сфере сознания и применив к конкретному случаю.
Применяя смыслы для выстраивания в сознании какой-либо ситуации, мы
интерпретируем действительность, по-своему понимаем ее.
Всякое
невротическое состояние — это состояние эмоционально-смысловое. Тревога,
страх, подозрительность, ощущение себя одиноким и зависимым — это, конечно,
переживания, но они имеют мощную смысловую составную. Внимание человека
приковано в этом случае к отрицательной стороне вещей, в то время как другая
сторона — положительные эмоции, доверие, безопасность, широкие возможности —
просто не замечается. Негативно истолкованная действительность, слитая с
тревожными, гнетущими чувствами, кажется единственной действительностью, из
которой нет выхода. Однако это не так.
Смыслы
и переживания изменяются, это можно сделать по собственной воле, при
собственном свободном сознательном решении. И этого не может осуществить за
страдальца-невротика никакой психотерапевт. Он может только помогать процессу
переосмысления мира, способствовать рождению новых чувств. Но рождает в себе
новое, здоровое начало сам человек.
Пользуясь
методиками, которые наработаны специалистами, он в силах вступить в диалог с
собственным бессознательным, изменить свое эмоциональное мировосприятие,
сделать смысловую картину такой, которая придаст ему бодрость и оптимизм.
Существует
множество популярных пособий, благодаря которым каждый может стать собственным
психотерапевтом. Эти пособия учат человека перестраивать собственное сознание
самостоятельно, с тем, чтобы никто сторонний не вмешивался в этот тонкий
интимный процесс. Психотерапевтические руководства содержат методики придания
событиям новых смыслов, культивирования в себе добрых, благожелательных
чувств, планирования в воображении положительных, а не отрицательных сценариев
развития будущих событий.
Для
того, чтобы воспользоваться подобной помощью, человеку нужно только осознание
своей проблемы и воля к исправлению ситуации.
Очень
интересным автором является Луиза Хей. Она утверждает нашу способность
преобразовать как пространство нашего внутреннего мира, так и обстоятельства
нашей жизни:
«1. Мы несем 100-процентную
ответственность за все наши поступки. 2. Каждая наша мысль создает наше
будущее. 3. Исходная точка силы — всегда в настоящем моменте. 6. Все
заключается в мысли, а мысль можно изменить. 9. Когда мы действительно любим
самих себя, наша жизнь прекрасна... 10. Мы должны освободиться от прошлого и
простить всех без исключения. 12. Принятие самих себя и одобрение своих
поступков — ключ к продолжительным переменам» (Хей
Л.Л. Исцели свою жизнь, свое тело. Сила внутри нас. Каунас, 1996. С. 9.).
Луиза
Хей не призывает своих читателей-пациентов использовать сложные медитации или
элементы самогипноза. Она предлагает им совсем простое средство — так
называемые аффирмации, позитивные утверждения, которые надо упорно повторять
вслух или про себя, постепенно, но неуклонно меняя собственный образ мыслей и
чувств.
Другой
автор — Джанетт Рейнуотер — предлагает множество несложных, но эффективных
средств для корректировки своего внутреннего мира: рассказывает о роли
самонаблюдения, объясняет, как можно конструктивно использовать собственную
фантазию, показывает психотерапевтическую роль дневника и написания
автобиографии, дает советы, как анализировать сны, работать с простыми медитациями,
жить настоящим моментом, а не только мечтами или воспоминаниями (Рейнуотер Дж.
Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М., 1992.).
На
русском языке издана целая серия книг X. Сильва и Б. Голдман. Они учат человека
разным способам саморегуляции и самостроительства, прибегая при этом к
средствам медитации и самогипноза.
Совсем
другого плана работа Д. Бернса «Хорошее самочувствие: Новая терапия настроений»
(М., 1995). Она построена на принципах когнитивной терапии, позволяет человеку
вести с самим собой рациональный диалог, размышляя о последствиях своих поступков
и повышая самооценку. Берне показывает типичные ошибки размышления, которые
заставляют людей драматизировать ситуацию.
Известной
популярностью пользуются многочисленные издания по нейролингвистическому программированию
(НЛП), методы которой, в принципе, тоже можно самостоятельно брать на вооружение.
Не
отстают от западных авторов и российские, хотя их работы часто бывают прямым
или косвенным заимствованием у своих зарубежных коллег.
И
для американских, и для российских популярных изданий по психотерапии нередко
характерно слияние психотерапевтического подхода с эзотерическим, что мы
можем увидеть в книгах А. Свияша, В. Жикаренцева, Д. Верищагина, а также у
авторов книги «Курс начинающего волшебника» В.А. Гурангова и В.А. Долохова.
Что
вдохновляет и вызывает надежду на лучшее, это широкая возможность для читателя
подобрать себе именно такой метод самотерапии, который подходит ему больше
других. Не понравилась эзотерика — обратись к рациональному диалогу с самим
собой, не подошел диалог — примени НЛП, и это не по вкусу — попробуй аффирмации
по Луизе Хей или самогипноз, какой предлагает X. Сильва. Что-нибудь непременно
даст положительный эффект.
Речь
идет, конечно, о тех случаях, когда нет серьезной патологии, когда удрученный
жизнью человек, не имея хорошего психотерапевта, должен работать сам с собой.
Впрочем, даже окончив курс лечения даже у отменного специалиста-психотерапевта,
он все равно будет работать сам с собой, ибо от себя-то как раз никуда не уйти.
Кроме
книг по психотерапии, в некоторых случаях очень способствует восстановлению
внутреннего мира философская литература, однако это относится по преимуществу
к любителям интеллектуальных развлечений. Впрочем, главное в том, что каждый
может и должен помогать себе сам, а для этого надо не жалеть времени и внимания
для постижения «Я».
Моя
душа — в моих руках!
