Translate

вторник, 12 марта 2013 г.

Затишье



Здравствуйте друзья!!!
Почему затишье сам не знаю, первое, что пришло в голову. Наверно потому, что мыслей никаких нет. Решил поделиться тем, что читаю: «Бинтование душевных ран» М.Е.Литвак, Е.В.золотухина-Аболина, М.О.Мирович.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: АНГЕЛ ИЛИ ДЕМОН
Ну, действительно, если человек всегда бодр и здоров, если все компенсаторные механизмы стоят у него «на автомате», а оптимизма хоть отбавляй, то с чего это вдруг он начнет раздумывать над чу­жими депрессиями? Да не верит он в эти депрессии вообще! Ему кажется, что народ не тоскует, а про­сто прикидывается, чтобы голову поморочить.
«Какие проблемы? Устал — отдохни! Затоско­вал — ложись спать, утро вечера мудренее! Умер любимый человек? Поплачь, на то и слезы. А по­плакал — живи дальше. Закон такой: Бог дал — Бог взял. Не держись за ноги покойника! Говоришь, не красавица? Известное дело, не родись красивой, а родись счастливой. И вообще мы сами своего сча­стья кузнецы!» Вот такая без всяких знаний, на одной лишь народной мудрости естественная самоподдержка.
 Начнем с того, что талантливый психотерапевт — такая же ценность и редкость, как по-настоящему талантливый художник или поэт, как одаренный ученый-исследователь или выдающийся организа­тор. Знаменитые западные психотерапевты, такие как К. Юнг, В. Сатир, Э. Берн, К. Хорни, Ф. Перле, А. Лоуэн, М. Эриксон, несомненно, обладают поис­тине даром Божьим, тем особым свойством натуры, которое дает им возможность оказывать благотвор­ное действие уже самим своим присутствием. Это люди, с которыми просто хорошо находиться ря­дом, они вселяют в пациента спокойствие и настро­енность на лучшее. Методики, применяемые ода­ренными психотерапевтами, конечно, играют в их работе свою роль, но не составляют главного. Этим главным и определяющим является «магия личности», прямой контакт. Психотерапевты такого уров­ня могут менять, совершенствовать, упрощать свои методы работы, заимствовать чужие приемы, раз­виваться и меняться, но их благотворное воздей­ствие на чужое сознание неизменно остается мощным. Такое воздействие не может быть симпровизировано любым другим человеком, не может быть скопировано и механически заимствовано. Как всякий талант оно неотъемлемо от данной индивиду­альности, принадлежит ей как атрибут.
Однако у выдающихся, блистательных психоте­рапевтов можно учиться. Можно отслеживать фор­мы и способы их поведения, их систему самоконт­роля и самонастройки на работу, их отношение к пациентам. Чаще всего они возглавляют целые тео­ретические и практические направления, давая воз­можность своим ученикам, читателям и почитате­лям усвоить тот метод, который они выработали, и который ведет к успеху.
Ориентация на пациента.
Хороший психотерапевт занят не собственным самоутверждением, а интересами человека, который пришел к нему со своей бедой, поэтому он не ис­пользует директивный стиль и авторитарное давле­ние. Грубость, ёрничество, язвительность, театраль­ный драматизм, так же, как и безразличие, оста­ются за дверями врачебного кабинета.
В то же время добрый психотерапевтический ан­гел при помощи различных психологических при­емов стремится уберечь пациента от избыточной привязанности к постоянной помощи. Он мягко на­поминает, что в результате работы пациент должен «ходить своими ногами», сам справляться с психо­логическими коллизиями, а не находиться в раб­ской зависимости от своего душевного наставника.
«Психотерапия направлена в первую очередь на улучшение способности пациента решать свои про­блемы. Это должно позволить ему стать в конце пси­хотерапии своим собственным психотерапевтом»
Такое прояснение требует исходного равенства, уважения и внимания к тому, кто обратился за по­мощью. У психотерапевта нет никакого заведомого превосходства перед пациентом, он не выступает ни в роли Бога, ни в роли всесильного мага. На его стороне лишь профессионализм, который он дол­жен пустить в ход, чтобы оказать востребованную помощь.
Но если диалог ведут не могучий Учитель и роб­кий Ученик, а партнеры, пациенту должна быть предоставлена инициатива. Он может не только жа­ловаться и повествовать о своих заботах, но и вы­двигать версии собственных проблем: как они воз­никли, каковы механизмы их развертывания, ка­ким образом можно пытаться с ними справиться. Сколь дилетантскими не были бы эти суждения, они позволяют уяснить логику мышления челове­ка и усмотреть ее ведущие моменты. Все это помо­гает психотерапевту предложить пациенту такую стратегию решения проблемы, которая не вызовет у него психологического отторжения и будет при­нята.
Третий фактор предлагает потенциальным па­циентам разные методики для работы с собствен­ным сознанием, а точнее — с собственным внутрен­ним миром. С ее помощью человек может самоиз­лечиться, самовосстановиться, побороть тревогу и тоску. Человек может быть сам себе психотерапев­том по одной простой причине, открытой в XX веке таким направлением в изучении сознания, как фе­номенология: он, человек, сам приписывает всему смыслы.
Как показала феноменология, с которой тесно связаны многие направления современной психо­терапии, смысл не равен ни вещи, ни образу вещи, ни обстоятельствам, ни фотографическому отобра­жению этих обстоятельств. Смысл — это то значе­ние, та значимость, которую мы приписываем со­бытиям, ситуациям, словам, чужому поведению или собственному облику. Смысл отвечает на вопросы «зачем?», «ради чего?», «в каком контексте?» Ра­зумеется, смыслы мы не изобретаем полностью сами, не вылавливаем из пустоты, они явно и скрыто при­сутствуют в культуре, которая дает нашему созна­нию жить и развиваться. Но придать чему-либо смысл мы можем только сами, найдя его в сфере сознания и применив к конкретному случаю. При­меняя смыслы для выстраивания в сознании ка­кой-либо ситуации, мы интерпретируем действительность, по-своему понимаем ее.
Всякое невротическое состояние — это состоя­ние эмоционально-смысловое. Тревога, страх, по­дозрительность, ощущение себя одиноким и зави­симым — это, конечно, переживания, но они име­ют мощную смысловую составную. Внимание человека приковано в этом случае к отрицательной стороне вещей, в то время как другая сторона — положительные эмоции, доверие, безопасность, ши­рокие возможности — просто не замечается. Нега­тивно истолкованная действительность, слитая с тревожными, гнетущими чувствами, кажется един­ственной действительностью, из которой нет выхо­да. Однако это не так.
Смыслы и переживания изменяются, это можно сделать по собственной воле, при собственном сво­бодном сознательном решении. И этого не может осуществить за страдальца-невротика никакой пси­хотерапевт. Он может только помогать процессу пе­реосмысления мира, способствовать рождению но­вых чувств. Но рождает в себе новое, здоровое на­чало сам человек.
Пользуясь методиками, которые наработаны спе­циалистами, он в силах вступить в диалог с собствен­ным бессознательным, изменить свое эмоциональное мировосприятие, сделать смысловую картину такой, которая придаст ему бодрость и оптимизм.
Существует множество популярных пособий, благодаря которым каждый может стать собственным психотерапевтом. Эти пособия учат человека перестраивать собственное сознание самостоятельно, с тем, чтобы никто сторонний не вмешивался в этот тонкий интимный процесс. Психотерапевтические руководства содержат методики придания событи­ям новых смыслов, культивирования в себе добрых, благожелательных чувств, планирования в вообра­жении положительных, а не отрицательных сцена­риев развития будущих событий.
Для того, чтобы воспользоваться подобной по­мощью, человеку нужно только осознание своей про­блемы и воля к исправлению ситуации.
Очень интересным автором является Луиза Хей. Она утверждает нашу способность преобразовать как пространство нашего внутреннего мира, так и об­стоятельства нашей жизни:
«1. Мы несем 100-процентную ответственность за все наши поступки. 2. Каждая наша мысль со­здает наше будущее. 3. Исходная точка силы — все­гда в настоящем моменте. 6. Все заключается в мысли, а мысль можно изменить. 9. Когда мы действительно любим самих себя, наша жизнь прекрасна... 10. Мы должны освободиться от про­шлого и простить всех без исключения. 12. При­нятие самих себя и одобрение своих поступков — ключ к продолжительным переменам» (Хей Л.Л. Исцели свою жизнь, свое тело. Сила внутри нас. Каунас, 1996. С. 9.).
Луиза Хей не призывает своих читателей-паци­ентов использовать сложные медитации или элемен­ты самогипноза. Она предлагает им совсем простое средство — так называемые аффирмации, позитив­ные утверждения, которые надо упорно повторять вслух или про себя, постепенно, но неуклонно ме­няя собственный образ мыслей и чувств.
Другой автор — Джанетт Рейнуотер — предлага­ет множество несложных, но эффективных средств для корректировки своего внутреннего мира: расска­зывает о роли самонаблюдения, объясняет, как мож­но конструктивно использовать собственную фанта­зию, показывает психотерапевтическую роль днев­ника и написания автобиографии, дает советы, как анализировать сны, работать с простыми медитаци­ями, жить настоящим моментом, а не только мечта­ми или воспоминаниями (Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собствен­ным психотерапевтом. М., 1992.).
На русском языке издана целая серия книг X. Сильва и Б. Голдман. Они учат человека разным способам саморегуляции и самостроительства, при­бегая при этом к средствам медитации и самогип­ноза.
Совсем другого плана работа Д. Бернса «Хорошее самочувствие: Новая терапия настроений» (М., 1995). Она построена на принципах когнитивной терапии, позволяет человеку вести с самим собой рациональ­ный диалог, размышляя о последствиях своих по­ступков и повышая самооценку. Берне показывает типичные ошибки размышления, которые заставля­ют людей драматизировать ситуацию.
Известной популярностью пользуются многочис­ленные издания по нейролингвистическому про­граммированию (НЛП), методы которой, в принципе, тоже можно самостоятельно брать на вооруже­ние.
Не отстают от западных авторов и российские, хотя их работы часто бывают прямым или косвен­ным заимствованием у своих зарубежных коллег.
И для американских, и для российских попу­лярных изданий по психотерапии нередко харак­терно слияние психотерапевтического подхода с эзо­терическим, что мы можем увидеть в книгах А. Свияша, В. Жикаренцева, Д. Верищагина, а также у авторов книги «Курс начинающего волшебника» В.А. Гурангова и В.А. Долохова.
Что вдохновляет и вызывает надежду на луч­шее, это широкая возможность для читателя по­добрать себе именно такой метод самотерапии, который подходит ему больше других. Не понрави­лась эзотерика — обратись к рациональному диа­логу с самим собой, не подошел диалог — примени НЛП, и это не по вкусу — попробуй аффирмации по Луизе Хей или самогипноз, какой предлагает X. Сильва. Что-нибудь непременно даст положитель­ный эффект.
Речь идет, конечно, о тех случаях, когда нет се­рьезной патологии, когда удрученный жизнью че­ловек, не имея хорошего психотерапевта, должен работать сам с собой. Впрочем, даже окончив курс лечения даже у отменного специалиста-психотера­певта, он все равно будет работать сам с собой, ибо от себя-то как раз никуда не уйти.
Кроме книг по психотерапии, в некоторых слу­чаях очень способствует восстановлению внутреннего мира философская литература, однако это от­носится по преимуществу к любителям интеллек­туальных развлечений. Впрочем, главное в том, что каждый может и должен помогать себе сам, а для этого надо не жалеть времени и внимания для по­стижения «Я».
Моя душа — в моих руках!